Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Category:

Равнение на ислам? Нет уж!

Тут вчерась ЖЖ-юзер quick_lj, хорошо известный мне по баталиям на форме БК, предположил нечто удивительное: «Полагаю, что в ближайшее время на Православие окажет большое влияние ислам, дистанцировав его (Православие) дальше от иудейских ценностей. Не знаю, почему я так думаю, но размышления несколько раз приводили меня к этой мысли». Я тоже не знаю, почему так думает уважаемый Квик. Лично меня размышления наводят на то, что Православие отстоит от иудаизма намного дальше, чем ислам, поэтому последнему будет как-то затруднительно отдалять нас от иудаизма, от которого мы и так достаточно удалены. В отличии от иудаизма и ислама, мы верим не в одного бога, а в Святую Троицу, которая превыше единицы и множества, и почитаем Христа как Бога. В отличии от тех и от других мы верим, что пропасть между Творцом и творением можно перекрыть (именно перекрыть, а не ликвидировать). В рамках иудаизма и ислама, правда, действуют альтернативные мистические течения каббализма и суфизма, предполагающие соединение с Богом, но это соединение понимается там как растворение личности адепта в Абсолюте. Тогда как в православии нет никаких альтернативных мистик, оно все пронизано мистикой обожения, т. е. соединения с нетварными энергиями Божества при сохранении своей сущности и личности (с их преображением). Вот главный вопрос веры – вопрос о Боге. Он определяет и социальное учение религий. Православие с его взвешенным подходом к личности и ее метафизической судьбе, позволяет наиболее полно сформулировать доктрину христианского персонализма, настаивающую на равноценности личности и коллектива. Это принципиально отличается и от варварского коллективизма, и от индивидуалистического эгоизма. Другое дело, социальное учение Православие слабо разработано. И его надо разрабатывать, что впрочем вовсе не предполагает необходимость влияния ислама.
Вообще я заметил тенденцию в православной среде – равняться на ислам. Это отражает глубокий кризис т. н. «православного возрождения», чьи лидеры («церковная элита») не способны к полноценному творчеству, к самобытному осмыслению социальной сути православия, и ввиду этого тянутся к иным религиям. При этом в них явно доминирует «восточничество» с его коллективизмом. Это уже отрыжка советских времен, когда РПЦ была навязана доктрина «христианского коммунизма». Вот недавно в немецком городе Мюльхайме состоялась дискуссия русских и германцев по поводу социальной концепции РПЦ. Там выступил небезызвестный о. Всеволод Чаплин (зампред. ОВЦС при Митрополитбюро), который сказал, что православие порой ближе к исламу, чем к западному христианству, ибо делает акцент не на персонализме, а на соборности и коллективизме. Между тем, уже само положение о соединение во Христе Божественной и человеческой природ, общее для христианских конфессий, свидетельствует о том, что христианство персоналистично, что личность значит здесь очень и очень многое. Все-таки мы ближе к нашим западным братьям, чем к мусульманам.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments