Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Будущее демократии - новая античность

"Античные источники изобилуют восхвалением свобод, которыми демос, то есть сообщество граждан, обладают при демократии. Но интересно узнать: что тогда понималось под свободой. Специалисты по античной культуре отвечают на этот вопрос однозначно: свобода участвовать в политической жизни — заседаниях народного собраниях, в его органах, а также выдвигаться на выборные общественные должности. И это, пожалуй, все... Гражданин полиса жил жизнью, полностью регламентированной его законами...Свобода участвовать в политической деятельности была и обязанностью, отступление от которой строго каралось. Афинский гражданин, не желающий примыкать к какой-либо из партий, лишался прав гражданства... Государство регламентировало отращивать мужчине усы или нет, сколько женщине брать в путешествие шляпок, сколько плакальщиц должно идти за похоронной процессией".
При всем при том, полисы жили в условиях "античного капитализма" (строй рабовладельческий, но широко распространен наемный труд и всем рулит рынок). У нас любят поругать деспотический коммунизм древности (инки и т. д.), а вот вам и деспотизм древнего капитализма. И этот деспотизм может возродиться. Р. Вахитов прав - античная демократия сильно отличается от современной. Но последней еще предстоит приблизиться к своим античным истокам.
Представляется, что глобальному капитализму больше соответствует полисное устройство (об этом писали М. Калашников и С. Кугушев). Действительно, национальные государства (тем более крупные) не отвечают интересам и запросам транснациональной олиграхии. Поэтому она будет эти государства всячески дробить. (Отсюда и спрос на "регионализм", который сегодня активно продвигают всяческие "гиперборейские эллинисты"). Не нужны транснационалам и свободы - в условиях всеобщей интернетизации они становятся непозволительной роскошью. Интернет (особенно блогосфера) позволяет освободиться от тоталитаризма "свободных" СМИ, полностью зависимых от олигархии. Поэтому жизнь (в том числе, и политическая) в новых полисах будет всячески регламентироваться. При том, что все граждане, по античному образцу, будут так или иначе занимать выборные должности.
Как мне представляется, полисы станут обслуживать высший слой - руководство транснациональных корпорациям (ТНК). (Реальная власть будет принадлежать какому-нибудь Всемирному совету глобальных корпораций" - как у Э. Тоффлера.)
Примерно так. Транснационалы - сверхграждане, стоящие выше всех политических и административных образований. Это - те самые "новые кочевники" Ж. Аттали. Граждане полисов - политики, интеллектуалы, художники, поэты. Они создают некий социокультурный фон, удобный для ТНК. Кроме того, граждане всячески прессуют новых "метеков" - рабочих-мигрантов, которые вообще не имеют никакого гражданства и которые постоянно кочуют по полисам, удовлетворяя спрос на рабочую силу. И еще есть слой новых рабов - роботов, которых попытаются сделать максимально "разумными".
Граждане новых полисов исповедуют неоязычество, в центре которого находится культ одного из "богов" - покровителей местности. Их считают эргрегорами, собранием психической и духовной энергии гражданского коллектива. Но для традиционности - эргрегор называют по имени одного из древних божеств.
Массы метеков исповедуют экуменизм - смесь всех и всяческих религий. Ну, а транснациональная верхушка поклоняется Небытию.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments