Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

Русский Рим на тысячу лет

Рассуждая о связи русской идеи с римской, я пришел к таким выводам. Саму идею Третьего (Русского) Рима можно воспринимать по-разному. Пока мне видится два возможных варианта восприятия. Рим - как владычество над миром, навязывание ему русских смыслов. Рим - как создание на территории России своего мира, максимального приближенного к идеалу. Если победит нынешнее патриотическое движение, то победит первый вариант. По сути он будет воспроизведением советизма под русскими национальными и имперско-римскими лозунгами (наши "патриоты ведь только и способны, что копировать "совок", даже и отрицая его). СССР был сверхдержавой, претендующей на мировое господство. Естественно, под ним не подразумевалось брутальное подавление разных наций по "немецко-фашистскому" или хотя бы "колониально-британскому" образцам. Но суть от этого не менялась. Сталин был просто вынужден создать сверхдержаву, чтобы поднять нацию и отвлечь ее от революционного мессианства, перевести красную энергетику в имперское русло (хотя его удовлетворила бы роль хозяина одной лишь части света). Но само мессианство сыграло с нами злую шутку, пожрав гигантское количество средств и настроив против России весь мир. Не против СССР, а именно против России. Никогда мы еще не были в такой изоляции - ни когда СССР провозглашал лозунги мировой революции, ни когда он проводил сталинскую политику раздела мира между основными геополитическими игроками (Германией, США, Англией). А вот в брежневский период, когда СССР стремительно шел по пути к мировому господству одной страны и одной идеологии, против нас объединились - буржуазный Запад (впервые за всю свою историю ставший монолитным), коммунистический Китай и исламизм. Вторжение в Афганистан было использовано как повод для начала крупномасштабного наступления на "империю зла". Таков был ответ на создание сообщества "соцстран" и "стран соцориентации", которое насчитывало несколько десятков стран (от ГДР до Северного Йемена). Конечно, этим объединением двигали и русофобия, и антикоммунизм, но главным был страх перед глобальной гегемонией красного "неоязыческого" Рима, который грозил ликвидацией национальных суверенитетов.
Одной из главных причин краха СССР было гигантское распыление ресурсов в борьбе за мировую гегемонию. Повторить это безумие нельзя. Нам просто не дадут быть мировым лидером, а следовательно и сверхдержавой (она потому и "сверх", что стремится подчинить всех остальных). И самое "смешное", что не дадут именно потому, что как раз мы то и можем достичь мирового лидерства. У нас больше всего ресурсов и у нас наибольший имперский опыт. Мы - действительно являемся центром Евразии - основного континента мира (это я говорю без всякого евразийства). Вот поэтому все обязательно объединятся против наших претензий на сверхдержавность. А для того, чтобы их подтвердить нам придется тратить уйму средств и усилий на поддержки разных "пятых колонн". Но это еще не самое страшное. В конце концов, какое-то лобби в других странах нам нужно (только не такое огромное и прожорливое как при красных). Самое страшное в том, что придется содержать десятки стран на халяву. А как иначе? Какой резон отсталым странам менять диктатуру иностранных банков на господство банков русских? Нет, нас поддержат только тогда, когда мы вернемся ко временам всемирной советской благотоворительности. И снова надорвем себе пупок.
В общем нам и не надо этого мирового, сверждержавного господства. Оно представляет собой идею языческую и, в конечном итоге, космополитическую, предполагающую стирание национальных и государственных различий. Не случайно, что языческий Рим именно в период высшего своего имперского накала прошел через радикальное этническое смешение. Конечно, не следует отказываться от многих атрибутов "языческого империализма", таких как способность к расширению территории, державный стоицизм, героическая этика и т. д. Однако, превалирующей должна стать именно христианская трактовка римской идеи, которая была блестяще осуществлена старцем Филофеем. Для него Рим был, прежде всего, царством, на территории которого произошло воплощение Бога-Слова, Христа, который "записался в римскую власть". Третий Рим перенимает от первого и второго Рима, в первую очередь, именно эту богоизбранность и вытекающее из нее острое желание жить в соответствии с христианскими идеалами. И если византийские базилевсы, еще по инерции от языческих времен, стремились завоевать ойкумену (человечество), то русские цари больше думали о том, как бы сделать из России образец христианской ойкумены, образец, который не нуждается в навязывании и экспорте. Идея Третьего Рима была не мессианской, а изоляционистской (это подметил еще В. Кожинов). Русь отгородилась от "нечестивого" Запада, приступив к моделированию собственного мира.
Однако она не застыла в "китайской" неподвижности, а ринулась на Восток, осваивать "мертвое пространство" Сибири, чьи народы предпочитали жить вне истории. Вот тут-то русским и понадобился колонизаторский, имперский "языческо-римский" дух. Русские оживили Сибирь, включили ее в состав своего мира. Так они получили доступ к колоссальным богатствам, которые дали им возможность поднять Русь на небывалую материальную высоту, соединив ее с высотой духовной. Но по ряду причин этих высот не достигли, вернее достигли лишь некоторых участков.
И еще один вектор Третьего Рима - борьба со Степью, с враждебным Югом, которая окончилась только при Екатерине II.
Сегодня идею Третьего Рима нужно понимать именно как возрождение Московской Руси на новом уровне. Нам нужно выбрать стратегию "прозрачной изоляции" - от всего нынешнего мира, который, в той или иной степени стал Западом. Под этой изоляцией я не имею ввиду ни стопроцентной автаркии, ни создание идеологического "железного занавеса". Речь идет о том, чтобы не лезть в мир со своими проектами, ни выискивать там зоны влияния, ограничившись территориями бывшего СССР (плюс Сербией и, может быть, Болгарией и Грецией). Мы будем строить (точнее, достраивать) свой Рим, пригодный на тысячу (а то и больше) лет, который никому не собираемся навязывать. Хотите, экспортируйте что-нибудь, не хотите - не надо. Это как бы диалектическое сочетание западничества и антизападничества - с Западом не ведется никакой борьбы, но от него нет и никакой зависимости ("патриоты" обязательно вступят с Западом в изматывающую борьбу - они его ненавидят, а либералы непременно сохранят зависимость). И при все при том, Россия проводит активную внешнюю политику, направленную именно на сбережение своего Рима, своего мира.
Можно и нужно заимствовать какие-то элементы западной системы, но при условии их полного и безоговорочного встраивания в систему Русского Рима. Можно и нужно обеспечить единство белых, христианских народов, но лишь при условии сохранения нашей самости. Мы - не часть Запада и его цивилизации, мы - сами цивилизация, часть (равноправная и равноценная) белой расы.
Русскому Риму предстоит довершить дело, начатое в московский период - освоить наконец Сибирь, заселить ее по-настоящему, использовать ее богатства как ресурс для невиданного технологического рывка.
И, наконец - борьба с новой "Степью", новым "Югом". Необходимо полное и окончательное вразумление всех тех, кто снова захотел поработить христиан, белых людей, русских.
Наши предки-московиты создали Третий Рим. Он стоял века, порой скрывая свою сущность, искажая ее, даже отрекаясь от нее. И тем не менее он выстоял. Так пусть же стоит еще тысячу лет. Как минимум.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments