Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Category:

Идейность и нравственность

Великие люди часто аморальны, хотя и служат примером для большинства. Александр Невский навел татар на Новгород, Иван Грозный изволил сильно гневаться, Петр Великий тоже гневался, но еще и гулял «вельми зело». Между тем, все они разительно отличались от обычных аморальных типов, которые приносят меньше зла. Как, впрочем, и добра. В чем же причина высшей аморальности?
Мне кажется, надо четко различать нравственность и идейность. Откуда вообще слово «нравственность»? Оно имеет один корень со словами «нрав» и «норов». То есть речь идет о чувствах и чувственном. Человеку свойственно желать хорошего для себя. Как минимум – самосохранения, как максимум – невломенного щастья. И если у него есть умишко, то он соображает – надо желать лучшего и другим, чтобы они платили тебе тем же. Кант это великолепно сформулировал своим категорическом императивом – поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Вот это и есть нравственность (она же мораль) – разум на службе у норова. Живи нравственно и ты, несомненно, обретешь свое щастье. Что же до обычных аморальных людей, то у них особого разума нет, точнее он есть, но слишком уж растворен в чувствах. И кончают они очень плохо.
Но вот человек идейный думает, первым делом, не о себе. Более того, он с собой воюет, ибо собой не доволен, не хочет он себя любить, да и не особо желает, чтобы его любили. Соответственно, и другие также попадают под его горячую руку. Идейный человек стремится обрести не себя, но идею себя – нечто от него отдельное, но, что характерно, еще более родственное себе, чем свое же Я. При этом он выходит из себя и устремляется куда-то вовне. Куда? А по разному происходит. Одни – к Богу, другие в обратную сторону. В первом случае идеей человека становится сам Бог, некоторое нетварное слово, сказанное им о твари. Православие так и называет творческую, но нетварную энергию Бога – ИДЕЯ. Кстати, вот и ответ, что есть Русская Идея. Ну, конечно – Бог. При этом он может восприниматься (одновременно) и строго канонически, по символу веры, и национально-образно – например, как Бог Дарящий. (У немцев, несомненно, будет Бог Воинственный и т.д.) В этом и смысл понятий «Русский Бог» и т.д.
Любую религию, прежде всего, интересует образ Бога, но не образ жизни человека. Последний важен, но только как приложение. Моральным может быть и христианин, и язычник, и атеист. Более того, именно на морализме и будет скорее всего основана единая экуменическая «религия» Антихриста. Ведь мораль есть то, что объединяет всех, помогает жить и жить неплохо. Религия – разъединяет и Христос говорил о том, что он принес разделяющий меч. Мораль – первый этаж религии, идейность – второй. И когда надо есть смысл подняться с первого этажа. Юродивые вон – давно уже живут только на втором этаже.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments