"Наиболее впечатляет законопроект одного их лидеров ЕР, вице-спикера Госдумы Олега Морозова, согласно которому, партия, победившая на парламентских выборах, сможет предлагать свою кандидатуру в премьер-министры страны. Это пока будет только первый шаг. Вторым шагом Морозов намерен распространить данную практику и на кандидатов в министры. При этом автор законопроекта заверил, что о создании в стране парламентской республики и речи не идет.
Что ж, в это охотно верится. Как и в то, что единороссы вовсе не вынашивают (пока, по крайней мере) каких-либо бунтарских планов в отношении нынешнего президента и президентского правления в целом. Скорее всего, планы по усилению роли партий, так или иначе, согласованы с Кремлем. Более того, «верхи» даже очень заинтересованы в таком раскладе. Если Владимир Путин не пойдет на третий срок (а он, судя по всему, на него не пойдет), то нужно будет подыскать ему достойное место в политике. И таким местом вполне может быть кресло партийного премьера.
Однако вне желания самих разработчиков, проекты, подобные морозовским, работают на демонтаж президентского строя. И дело не в нынешнем президенте. Пусть даже не он станет партийным премьером. Уже само наличие такого премьера (не говоря уж о министрах) станет некоторым вызовом президентской вертикали. Возникнет новый центр силы, а в российских условиях он запросто может войти столкновение с главой государства.
Можно вспомнить, например, вице-президента Руцкого, хотя аналогия здесь несколько хромает. То было столкновение внутри президентской команды, которое получило особую остроту в связи с позицией тогдашнего парламента. По большему счету, друг с другом боролись разные властные структуры, а партии находились на вторых ролях. Не случайно, лидер Коммунистической партии РФ Геннадий Зюганов призвал своих сторонников сидеть дома, он отлично понимал, что это не его схватка и ловить тут нечего, зато главный коммунист получил возможность безболезненно войти в новый политический формат. Как, собственно, и глава Либерально-демократической партии России Владимир Жириновский, тоже не принявший участия в схватке...
Завтра все будет проходить по-другому. В схватку вступят правительственные структуры и партии. А самая крупная и влиятельная партия у нас, как известно, «Единая Россия». И чем больше ЕР она будет походить на партию не только по названию, но и по сути, тем больше у нее будет соблазнов вступить в схватку с президентской вертикалью. Понятно, что таковые соблазны только усилятся, если произойдет партизация правительства. Ну, а уж коли партийным премьером станет такая фигура, как Путин…"
Второй центр силы становится все более весомым.