И это была не просто пропаганда. Сталин искренне хотел "дружественных" (насколько только слово "дружба" подходит для отношения между державами) отношений с Америкой. В идеале - в 30-х, он выдвигал модель "трех держав" - Россия, Германия и Америка. Вождь, как известно, пытался установить хорошие отношения и с Рейхом, с рузвельтовской Америкой.
Ну, и, конечно, он зело восхищался американской прагматизмом и деловой хваткой - тому, чему нам действительно надо учиться. Учиться - но не пытаться стать американцами, европейцами и т. д.
"Мы, - уверял Сталин, - уважаем американскую деловитость во всем, - в промышленности, в технике, в литературе, в жизни… Среди американцев много здоровых людей в духовном и физическом отношении, здоровых по всему своему подходу к работе, к делу". (Конечно, надо учитывать, что речь шла о той еще Америке.) Или вот: "Американская деловитость, это та неукротимая сила, которая размывает своей деловой настойчивостью все и всякие препятствия, которая не может не довести до конца раз начатое дело, если это даже небольшое дело, и без которой немыслима серьезная строительная работа".
Крупнейший исследователь личности Сталина Ю. Емельянов сделал следующее наблюдение: "Предпочтение, отдаваемое Сталиным американским методам организации работы, так явно проявилось в его стиле деловой активности, что американский историк Алекс де Джонг без труда узнал в его действиях знакомые ему приемы отечественных менеджеров. В разговоре с наркомом Анцеловичем, воспроизведенным Чадаевым, Сталин по ходу беседы изрекал одну за другой афористичные формулировки, словно взятые из пособий для американских бизнесменов: "Кто не умеет беречь малое, тот потеряет и большое… Потеряешь время - не вернешь, как пролитую воду не соберешь… Честный отказ лучше затяжки…"" ("Сталин. Путь к власти").