Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

Русские: время покоряет пространство

Время – не прошлое, настоящее или будущее. Оно превыше всех времен, а также и просторов. Время ничтожит все наличные формы, косит их огромной косой. Оно убивает будущее через небытийный и неуловимый миг настоящего, переводит его в прошлое. При этом коса времени вовсе не переводит все в небытие, оно указывает на то, что неуничтожимо. На то, что выше и проявлений, и сути, и духа, и материи, и души, и тела. На «самое само» (А. Лосев), которое зарастает бурьяном разных качеств. Вот этот самый бурьян и косит коса времени. Нарастает новая трава, и она снова скашивается.
Если бы качества не уничтожались, то бытие не выдержало бы под их напором. Все было бы дико и хаотично. Например, человек бы выглядел одноВРЕМЕННО и на 2, и 5, и на 10, и на 100, и на 1000 лет. Представляете себе это чудище? Этакий «сторукий» гигант из греческих мифов.
Кстати, о мифах. В эллинской традиции рассказывалось о том, как Гея (Земля) не выдержала бешеной «творческой» активности Урана (Неба). Она уже не могла выдержать огромного количества порождений, которые были вызваны к жизни Ураном. Это космическое безумие прекратил именно Кронос, бог времени, кастрировавший своим серпом (аналог косы) Урана. Потом Кронос стал поедать своих детей.
Можно дать такую расшифровку этому мифу. Уран – это небо, но небо низшее, неразумное, исполненное хаотической силы-вожделения. Это – высший хаос, астрал, «мировая душа», «навь». Гея – земля, но не та земля, которую мы зрим очами. Это та земля, которая некогда была «безвидна и пуста», изначальная материя, низший хаос, который все еще шевелится под миром. Уран пытается спровоцировать Гею на постоянное и буйное проявление всех качеств, на физическое бессмертие всех форм и состояний. Гея сопротивляется этому, но не может осилить Урана. Это под силу лишь Кроносу, времени, тотальной косе, которая уничтожает времена и состояния. Она убивает (не случайно смерть изображают с косой), но лишь для того, чтобы уступить место новым формам, не дать старым формам зарасти травой до полной потери своего «я». И этому «я» гарантированно новое бытие по ту сторону этого мира и самого времени. Время порождает новые формы, однако оно же уничтожает их – отсюда образ отца, поедающего детей.
Небо и земля – это и есть пространство, которое символизирует хаос – высший и низший. Это может показаться странным, ведь пространство относительно статично, тогда как время – сверх-подвижно и неуловимо. Но в том то и дело, что статичность видимого пространства есть результат равновесия между двумя видами хаоса. Это равновесие обеспечивает время, которое не дает высшему хаосу (Урану) победить низший хаос (Гею). По сути, друг другу противостоят две сверх-подвижности – время и пространство. При этом первое – едино, а второе – фатально расколото на две противоположности. И единство времени не дает этим двум противоположностям погибнуть, сгинув во мраке. И когда мир пройдет через огненное преображение, то возникнут, как предсказано в Апокалипсисе, «новое небо и новая земля», а времени больше не будет». Оно, время исчезнет, исполнив свою великую миссию сохранения пространства.
Любопытно, что кочевники, воплощающие архетип высшего хаоса, часто поклонялись великому Небу (например, тюрки). Показательны и культы Неба-Отца и Матери-Земли. Они были установлены некоторыми течениями в язычестве, которые ориентировались на пространство, то есть на дуальность неба и земли, раздробленность бытия.
Были, однако, и другие течения. Например, древнейшие иранцы почитали бога времени Зервана, который стоял по ту сторону добра и зла, будучи отцом и доброго Ахура-Мазды, и злого Ангро-Манью. Позже иранцы, в массе своей, вывели Зервана «за скобки», сведя божественное к противостоянию двух богов – светлого и темного.
Славяне также почитали бога времени Рода. (Слово «род» имело в много значений, среди них – «время». «По летех и по роде мнозе взниче Моисии…», «Иногда убо бысть в прежнем роде (в прежние времена) во Иерусалимских странах…». Словарь русского языка Г. А. Богатовой) Они считали его Творцом. На одном из древнерусских евангелий написано – «не Род творец, а Бог». То есть автор-христианин явно указывает на то, что его «оппоненты»-язычники считали творцом как раз Рода.
При этом род еще и выступал как бог грозы. Это его имел ввиду византиец Прокопий Кесарийский, когда утверждал о том, что славяне поклоняются единому богу – творцу молний. (Перун – младший громовник). Славяне отождествляли время и грозу, что весьма характерно. Действительно, гроза символизирует время-косу, которая уничтожает одни формы и порождает новые. Гроза побеждает времена, делает их относительными, показывает всю их условность. Так, грозовая туча превращает день в ночь, а молния делает ночь днем. При этом дождь, проливающийся из грозовой тучи, орошает землю, а небесный огонь выжигает скверну. Полнота символизма Творца – налицо. Гроза соединяет небо и землю, ликвидируя дуализм пространства.
И отказавшись от обожествления Рода, русские не перестали ЖИТЬ во времени. Этим самым они как бы выпадают из пространства, образуя особый мир, стоящий над ним. Вот поэтому то русские и сумели покорить такую огромную территорию, причем сохраняют свое владычество над ней в течении многих сотен лет. Британская империя владела еще большей территорией, над которой не заходило солнце, но: 1) их господство не было таким долговременным; 2) их империя не была единой землей, одним миром – она представляла собой куски земель, разбросанных по всему свету.
Более того, покорив огромную горизонталь евроазиатского Хартленда, русские первыми устремились в космическую вертикаль, открыв дорогу к звездам.
Русские безразличны к формам пространства, к его ландшафтам. Только такой народ и смог встать на самое пограничье с великой Степью и с нордическим спокойствием держать удар разнообразных кочевых орд – киммерийцев, сарматов, гуннов, авар, печененгов, половцев, монгол. Во многовековой борьбе со Степью русские одержали над ней победу и включили в свою империю, которая интегрирует разные формы пространства в одно единое целое, где «соленый Тихий океан, и тундра, и тайга». Именно безразличие к пространству, к его обстоятельствам, к его формам, обеспечило победу над ним.
Русские, конечно же, безразличны и формам времени. Есть цивилизизации, которые находятся в архаике ушедших времен, живут настоящим или же уповают на будущее. Русские же склонны отталкиваться от своей истории, проклинать свое настоящее и не особо трудиться во имя будущего. Им важно нащупать некий неделимый «момент» бытия, дорваться до его сердцевины. Для них все должно быть собрано в одну точку, но оно, это ВСЕ, размазано по огромному количеству кусков расколотого пространства. Поэтому русские стремятся вырвать у пространства несколько таких вот кусков и собрать их в собственную точку, которая альтернативны вселенскому бесконечному множеству.
В этом – особая миссия русских. Не подчинить мир, но создать свой собственный мир – остров бытия в океане хаоса. Этим самым они удерживают все пространство от распада, играют космическую роль времени на социальной сцене. И когда время исчезнет, то русские будут вознаграждены тем, что, «по привычке», займут «господствующее» положение в новом пространстве, в преображенном пространстве нового неба и новой земли. Они станут подножием для трона Творца.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments