Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Против всего света

"Со славой умрем сегодня иль завтра" ("Старшая Эдда")
Некоторые почему-то считают скандинавское язычество чуть ли не эталоном нордизма. Между тем, Север у скандинавов никак не сакрализируется. Там помещают страну мрака и тумана Нифльхейм и страну мертвых Хель. Последнюю в мифологии обычно располагали на западе, где заходит (закатывается) солнце. В конце времен именно из Хеля приплывет корабль мертвецов во главе с Локки.
Впрочем, и юг у скандинавов тоже не выглядит сакральным. Отсюда придет темный Сурт со своими воинами, чтобы схватиться с богами.
Да и, вообще, скандинавы как-то не склонны выделять сакральное значение разных сторон света. И это отделяет их мифологию от мифологии других индоевропейских народов, у которых на первом плане обычно всегда стоит священный Север - Гиперборея, Вара, Вараха и др. Но и Запад тоже часто сакрализируется - в первую очередь, в кельтской мифологии с ее островами блаженных. Впрочем, о западной чудесной стране знали и эллины.
Так в чем же дело? Откуда же такое отношение к пространству? Наверное, германизм был очень и очень специфической традицией. Возможно, что германцы были в оппозиции к пространству как таковому. И даже в оппозиции к бытию. Здесь было как бы запрограммировано какое-то самоуничтожение, все как будто дышит деструкцией, волей к Хаосу. И во время последней битвы все участники сражения убивают друг друга, подтверждая стремление к этой деструкции. (Можно вспомнить, что и Один получил священное знание в акте суицида.)
Не удивительно, что Гитлер вел такую самоубийственную политику. Его сознанием завладели очень древние и очень опасные архетипы. Кстати, характерно, что Гитлер был в оппозиции сразу ко всем сторонам света, ведя, по сути дела, войну со всем миром.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments