Далее - н уже говорит полностью от себя: "...При уже возникшем революционном движении Франция и и Монархия могли быть срасены только якобинством... Чего хотели роялисты, когда они требовали контрреволюцию, такую, какой они ее представляли себе, то есть сделанную внезапно и насильственно? Они хотели завоевания Франции, следовательно они хотели ее раздела, уничтожения ее влияния... Все чудища, рожденные Революцией, по-видимому, оказались вполне полезными... Благодаря им, блеск побед вызвал восхищение всего мира и окружил имя француза славой, которой не смогли его лишить все преступления Революции". ("Размышления о Франции")
Надо сказать, что якобинцы, с их "Единой и Неделимой" и в самом деле были гораздо меньшим злом для Франции, чем умеренные республиканцы - жирондисты. Последние выступали, по сути дела, за расчленение Франции, выдвигая требование радикальной децентрализации, представляения ее департаментам максимальной самостоятельности. Ответственность за экцессы революции во многом лежит на этих либералах-федералистах. И если бы они победили, то пролилось бы еще больше крови - при объединении Франции или ее оккупации.
Хотя, справедливости ради надо сказать, что здесь печально отличился и роялистский лагерь, сделавший ставку на интервенцию. До марта 1792 года правительство Франции возглавляли умеренные монархисты. Но король отправил это правительство в отставку и назначил министрами республиканцев-жирондистов, которые открыто хотели войны с европейскими державами. Расчет был на то, что жирондисты спровоцируют войну, а интервенты "освободят" Францию. Последствия известны - Франция еще больше радикализировалась, что окончилось трагически для самого короля.
Вообще, это страшная болезнь контрреволюции, которая часто забывает о национальных интересах во имя политических амбиций. Вот и получается, что революция бывает неправа политически, идейно, а на практике, помимо своего желания эти интересы как раз и отстаивает.
А вот интересные рассуждения - В. Карпец пишет о том, как представители "белой кости" могут выступать против своей же нации - с "правых" позиций.