Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Category:

"Расея, моя Расея"

Герберштайн со всей определенностью подчеркивал: «В самом деле, Россейя на языке русских значит разбросанность или рассеяние, что истинно, об этом с очевидностью свидетельствуют разные народы, и доселе еще перемешанные с жителями ее, и различные области, повсюду смешанные друг с другом и взаимно пересекаемые...»
В духе традиций, восходивших к «Повести временных лет», но учитывавших опыт польских толкователей XVI в., автор «Синопсиса» подкреплял это утверждение ссылкой на библейских предков славян: «Ибо яко Афет толкуется “расширение” или “разширителем”, тако подобие сказуется и Мосох растягающий и далече вытягающий, и тако от Мосоха, праотца славенороссийскаго, по наследию его, не токмо Москва, народ великий, но и вся Русь или Россия вышереченная произыйде, аще в неких странах мало что в словесах их пременися, обаче единым славенским языком глаголют»... О том же говорил в своем упоминавшемся выше торжественном «Слове» митрополит Стефан Яворский: «Мы же поистине речем: отца имамы благословеннаго Афета и святаго равноапостольнаго князя Владимира... Афет впервые начальник рода нашего от еврейского языка толкуется “расширение” или “расширителем”. Мосох такожде, сын Афетов, от еврейскаго наречения толкуется “растяжающий” и “далече распространяющий”»... Склонялись к такому толкованию и некоторые немецкие авторы. Один из них, Готфрид Иоганн Людвиг, в «Новой космической архонтологии» (1646) писал: «Ройсы получили свое имя от слова “Россея”, что означает рассеянный народ, поскольку древние руссы (Russi) были разбросаны вширь и вдаль по Европе и Азии»... Насколько расхожим являлось тогда это объяснение, свидетельствует учебная рукопись из собрания литовской академической библиотеки, посвященная религии и обычаям Московского государства. Так, в разделе «Историческое путешествие» говорилось, в частности, что московиты ведут название своей страны «Рассея» (Rasseia) от слова «рассеяние», «разлив» и т. п.

А некоторые уверены, что слово "Расея" выражает едва ли не пренебрежение. Между тем, это одна из форм слова "русь". И тут нелишним будет вспомнить информацию византийского автора Прокопия Кесарийского (6 в.), согласно которому славяне именовались "спорами", т. е. "рассеянными". Это, кстати, аргумент в пользу того, что русы и славяне изначально были одним и тем же народом.
Почему же такое наименование - "рассеянные"? Очевидно, что славяне мигрировали больше, чем какой-либо иной индоевропейский этнос. Поэтому их следы можно найти повсюду в Древнем мире. К слову, тут надо бы задуматься над проблемой этрусков. Ведь их самоназвание было такое - расены. И правы были Чертков и др. первооткрыватели 19 в. - этруски и в самом деле - это русские, славяне. А что мифология, археология и т. д. неславянские, так это естественно. Славянские переселенцы с течением времени подверглись сильнейшему влиянию со стороны местного населения. И такое объяснение вполне допустмо к адриатическим венетам и, вообще, венетам, венедам, энетам и т. д. Древнего мира. Принято считать, что они были славянизированы где-то в середине 1 тыс. н. э. Дескать, пришли славяне на земли прибалтийских венетов и ассиировали их. Но это ведь нелогично - готский историк Иордан (6 в.) утверждает - некогда все славяне звались одним именем - венеды. Потом произошло разделение их на три ветви - и одна стала называться венедами, другая - склавинами, третья - антами. То есть получается, что какая-то часть (западная) славян пришла на земли венедов, покорила и ассимлировала их, взяла себе их имя - и это же имя потом взяли все славяне? Причем даже и те, кто не имел никакого отношения к покорению венедов? И где здесь логика?
Нет, это все комплексы наши "интеллигентские": русы - не славяне, венеды - не славяне и т. д.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments