Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Белые - культовая фигура советского кинематографа

Очень интересный постинг budyon: «Помните, как традиционно изображался белый офицер в советских фильмах эпохи Сталина-Хрущева? Такое себе ухмыляющееся е..ло (сокращено по цензурным обстоятельствам - А. Е.) с маленькими усиками, выпускающее сигаретный дым через нос или кольцами. Но в 70-е годы картина резко меняется».
Но мои впечатления от советского кинематографа иные. Совершенно. Ну, возьмем хрестоматийного «Чапаева». Монументальный и хладнокровный генерал, этакий лысый доисторический ящер и граф Дракула помещичьей реакции - музицирующий на пианино. Великолепные офицеры, непоколебимо прущие психической атакой на пулеметы (и охломонистые красноармейцы уважительно говорящие: «Красиво идуть!» - «Тилигенция!»). Когда «Чапаева» с энтой атакой крутили в республиканской Испании, то левая публика бешено стреляла из винтарей по экрану, вопя: «Фасисто!».
Ну-с, а дальше? Да вроде, как и не вспоминаются сталинские шедевры о гражданской войне. «Александр Пархоменко» - так там вроде больше распинались о махновцах. (Вообще, главная тема советского кино о гражданке – «злые бандосы» - «мелкобуржуазная стихия». И «Белое солнце пустыни» тут - образец. А герой похлеще Сухова - царский офицер Верещагин. Помните: «Я мзды не беру. За державу обидно!»).
Вообще, как ни покажется странным, но при «злодее» Сталине, якобы мечтавшем напасть на Германию во имя мировой революции, снималось достаточно мало брутальных фильмов. И кинематограф его поры мы помним по самым мирным фильмам: «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Светлый путь», «Первая перчатка», «Весна», «Поезд идет на восток». А на втором месте фильмы исторические, про дальнее прошлое: «Александр Невский», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской», «Минин и Пожарский» и т. д. А вот революционное кино явно на третьих даже местах.
Хрущевский кинематограф? Не вспомню карикатуризации никак. Как не вспомню и мощных фильмов про гражданскую. Правда, меня тошнит от кино хрущевских времен. Может быть, я необъективен и кое-чего пропустил.
Ну, а уж 60-е! Чего стоит «Адъютант Его Превосходительства» (1969) – этакий Штирлиц на тему гражданской. А «Служили два товарища» (1968), где Высоцкий просто создал образ трагического Белого героя, имевшего шанс спасти врангелевский Крым!
Белых в СССР почти никогда не изображали карикатурно. Демонизировали – было дело. Но это несколько иное. На них смотрели глазами мужика, решившего покончить с барами, но хранящего к барам уважение. К ногтю – да, но: «Красиво идуть! Тилигенция!»
Да, собственно говоря, кем стал этот красный мужик, пришедший к власти? Новым барином при «красном монархе». Отсюда и уважение.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments