Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Разведка и Магия, Порядок и Хаос

"Кроули значил для Флеминга достаточно много. Правда, со знаком минус. Но игра предполагает смену знаков. Так вот, в "Казино "Рояль" есть такой персонаж Циффер. В фильме он назвается Ле Шиффр. Прототипом персонажа является Алистер Кроули… Флеминг всегда видел в Кроули "идеальный образ злодея"… В апреле 1953 года, прочитав "Казино "Рояль", сам Сомерсет Моэм, человек, как вы понимаете, совсем не чуждый разведке, пишет Флемингу комплиментарное письмо и высоко оценивает его роман. При этом делает акцент на образе Ле Шиффра. Или Цифера… Моэм знал Кроули и использовал его в качестве прототипа героя своей книги "Маг". Известно при этом, что Кроули не скрывал своей ненависти к образу, созданному Моэмом, а Моэм — своей ненависти к Кроули".
Что ж, тут все логично. "Разведчик" должен ненавидеть "Мага" (и наоборот), хотя между ними очень большое сходство – и тот, и другой пытаются проникнуть в чуждые измерения.
Но все равно тут имеют место быть два разных мира. Один – мир спецслужбистов, бизнесменов, менеджеров, бюрократов – стремится к абсолютному Порядку. Другой – мир магов, оккультистов, профессиональных революционеров – напротив, ориентирован на абсолютный Хаос. И оба этих мира враждебны Традиции.
Собственно говоря, кто стоял в авангарде "великих буржуазных революций". "Революционеры по жизни"? Нет, это всё "партия порядка" - аристократы-предприниматели, бережливые буржуа и т. д. У них и мистика радикально-созидательная, в центре которой Великий Архитектор. А образец такого вот порядочного революционера – добродетельный и честнейший Робеспьер.
Мир Традиции не устраивал "порядочных" - в нем было мало порядка. И самом деле – разные сословия, разные регионы. Все живут по своим обычаям, у каждого – как бы свой мир ("цветущая сложность"). И все устремлены в Небо, к Богу. Это вместо того, чтобы обустраивать земную жизнь и постоянно преуспевать в земных делах! Так нет же – вот вам революция и одна сплошная однородность. Один порядок, одна культура, одно сословие – для всех.
В сущности, абсолютный Порядок – это идеальный мир вне Истории. Партия Порядка желает прекратить Историю, найдя всем свое, полезное место за Конвейером всеобщего обустройства.
Напротив, партия Абсолютного Хаоса желает вечных потрясений. Ее порядок – это отсутствие Порядка. И мир Традиции был для нее слишком уж упорядоченным, поэтому она в свое время выступила на стороне "порядочных" (с тем, чтобы потом продолжить старую тяжбу). Но и тут есть стремление к некоей однородности – в небытии.
То есть онтологически цели обоих партий сходятся – они все свести к одному знаменателю. А надо быть вне этих партий, не зацикливаться ни на Порядке, ни на Хаосе. Точнее даже – необходим синтез, где Порядок был бы на первом месте, но и Хаос бы играл свою роль. Такой синтез можно назвать «консервативной революцией».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments