Но нет, будут опять тщательно и со сладострастием расчесывать старые раны. Чего стоит один только миф о повальном бегстве нашей армии в первые месяцы войны. Миф, который опровергается немецкими же источниками. Так, уже 29 июня 1941 года начальник германского Генштаба Ф. Гальдер писал в своем дневнике: «Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека; лишь местами сдаются в плен… Бросается в глаза, что при захваченных батареях большей частью взяты в плен лишь отдельные люди. Часть русских сражается, пока их не убьют, другие, переодевшись, пытаются выйти из окружения под видом крестьян».
Даже и в первые дни наша армия умудрялась наносить богатырские удары по врагу. И. Красюков пишет: «Дальняя авиация почти не понесла потерь и нанесла ряд мощных ударов по механизированным колоннам врага и переправам через реки Западная Двина, Неман, Березина, Друть, Пруть и другие. Успешно действовала дальняя авиация на военно-промышленные центры противника: через два дня с начала войны 28 экипажей успешно бомбили нефтепромыслы и заводы Румынии . Три другие группы (каждая состояла из 20-25 самолетов) в этот же день (24 июня 1941 года ) нанесли бомбовые удары по городам Данциг, Кенигсберг, Бухарест и Варшава. В последующие дни удары дальней авиации не прекращались. 25 июня 1941 года авиация Краснознаменного Балтийского флота, Северного фронта и Северного флота подвергла мощным бомбежкам 19 аэродромов Финляндии и Норвегии... Всего до 10 июля наши летчики уничтожили более 1000 самолетов врага. По немецким данным, их потери до 19 июля 1941 года составили 1284 самолета. Действительно, с 22 июня по 10 июля 1941 года ВВС произвели 45 тысяч боевых вылетов и сбросили на врага свыше 10 тысяч тонн бомб. Большую помощь наземным войскам оказали наши летчики в Смоленском сражении. Велика заслуга ВВС в том, что немцы 60 суток не могли начать наступление на Москву. Незабываем подвиг авиаторов дальней авиации в августе 1941 года. Впервые 8 августа они нанесли массированный бомбовый удар по столице Германии Берлину… Заметим, что английские пилоты не могли прорваться к Берлину. Наши отбомбились по центру Берлина. И позже, в августе-сентябре 1941 года, летчики ДБА нанесли еще 7 ударов по столице фашистов».
Таким образом, очевидно, что историю первых месяцев нельзя сводить не только к бегству, но и к одному только отступлению. Даже и отступая, мы наносили врагу мощнейшие удары.
А пример комдива И. П. Черняховского, который в первый же день уничтожил батальон вражеской мотопехоты, 14 танков и 20 арторудий! В итоге немцы были отброшены на несколько км.
Или вот - с 24 по 29 июня июня в районе Луцка, Брод, Ровно и Дубно шло грандиознейшее танковой сражение. Рубились полторы тысячи танков. И наши сорвали блицкриг на Киев.
41-я стрелковая дивизия в р-не Рава-Русской удерживала позиции до 27 июня против 4 немецких дивизий и перешла через госграницу.
Вот надо бы почаще говорить об этих победах. Да и фильм по каждой снять. Но у нас любят растравлять себя, жалеть. А это значит вольно или невольно смаковать поражения, смиряться с ними и даже любить их.
Мне иногда приходит на ум, что катастрофа 1991 года была отчасти обусловлена тем непомерным трагизмом, которым был обставлен при Хрущеве и Брежневе 1941 год. Накушались этого трагизма до какой-то гамлетовской рвоты.
Слава России! Слава Победе!