Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Category:

К вопросу о прародине

Всё-таки не могу понять, как могла возникнуть дунайская теория происхождения славян. Ведь в «Повести временных лет» чётко написано. «По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели».
Ведь даже подчёркнуто – «спустя много времени». Очевидно, очень уж хотелось найти указания на прародину, подкреплённое авторитетом ПВЛ. Но она не указывает на место образования славян.
Зато его указывает менее «авторитетное» «Сказание о Словене и Русе» («Хронограф 1679 года»). К нему обычно относятся пренебрежительно – дескать, очень поздний источник. Однако, это совсем не аргумент. У составителей «Хронографа» могли быть источники, которых не было у летописцев «ПВЛ». Или даже так – последние могли просто умолчать об этих источниках. Возможно даже из соображений «конъюнктуры». Указали вот на Болгарию, хотя честно обозначили её как «пункт миграции». Но всё-таки обозначили. Возможно, это было связано с обстоятельствами распространения христианства среди славян. Сама «ПВЛ» полна «болгаризмов». А болгарская традиция называет Кирилла и Мефодия болгарами, ибо в проложном «Житие Кирилла» поздней редакции утверждается, что сам Кирилл «родом съи блъгаринь от солоуна града».
Или вот пример. «Никоновская летопись» XVI века пренебрежения не вызывает, хотя она тоже «поздняя». И там очень многое расходится с данными «ПВЛ». К слову, многие летописи до нас просто не дошли. Например, смоленские и полоцкие.
Ну, и наконец, частенько можно встретить такой аргумент. Дескать, это не правильный текст, ибо такого быть не могло. Однако, открывают много чего любопытного. Например, в 1950-е годы выделили славянскую археологическую Именьковскую культуру IV-VII веков. Она расположена на территории Самарской области, Татарстана, Мордовии, Чувашии и Ульяновской области. Вот так и выяснилось, что славяне населяли Среднее Поволжье очень даже давно. И очень многое ещё выяснится.
Но вернёмся к «Сказанию», в котором сообщается: «По мале же времени правнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братий своих и от рода своего от западных стран, и коснушася полуденных стран, и вселишася во Ексинопонте, и живяху тамо многа лета, и от сих породишася сынове и внуцы и умножишася зело, и прозвашася по имени прадеда своего Скифа Скифия Великая. И бысть между ими распря и междоусобица и крамола многа и тесноты ради места».
Речь, конечно, идёт не о Геродотовой Скифии I тысячелетия, которая, кстати, была полиэтнична (с преобладанием славян – «скифов-пахарей». См. «Славянская империя скифов» - http://www.intertraditionale.kabb.ru/viewtopic.php?f=29&t=207). Тут имеется в виду некий единый этнос, давший начало скифским народам, в том числе, и славянам. В состав этой общности входили предки славян, иранцев и индоариев. («Русская Гиперборея» - http://www.varvar.ru/arhiv/texts/eliseev8.html)
«Начальницы же тогда родители их княжаху единого отца сынове пяточислении кровницы, им же имена: 1) Словен, 2) Рус, 3) Болгар, 4) Коман, 5) Истер».
То есть, славяне возникли где-то в Ексинопонте (Причерноморье), недалеко от Чёрного моря. Вообще-то, в Причерноморье может быть включена и Болгария. Но ПВЛ утверждают, что славяне туда именно переселились. Согласно «Сказанию», Словен и Рус устремляются на Север, где и основывают Славенск: « ... И в лето от сотворения света 3099 Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта, и идоша от роду своего и от братия своея, и хождаху по странам вселенныя, яко острокрилаты орли прелетаху сквозе пустыня многи, идуще себе на вселение места благопотребна. И во многих местех почиваху, мечтующе, но нигде же тогда обретше вселения по сердцу своему. 14 лет пустыя страны обхождаху, дондеже дошедше езера некоего велика, Моикса зовомаго, последи же от Словена Илмер проименовася во имя сестры их Илмеры. И тогда волхвование повеле им быти населником места оного».
Дата выглядит фантастической, но это вовсе не так. Н. В. Васильева и Ю. Д. Петухов обращают внимание на то, что «как раз в конце III — начале II тыс. до н. э. огромный массив территорий Центральной и Восточной Европы оказался занят так называемыми культурами «шнуровой керамики», обнаруживавшими большое единство. В общность «шнуровой керамики» входила южная азово-черноморская территория и северная, лесная; она простиралась от Балтики до бассейна Камы. Импульсы формирования общности «шнуровой керамики» исходили именно с юга, из южнорусских степей… Это значит, все было так, как и написано в летописи: русские пришли в северные леса из степей Великой Скифии еще в бронзовом веке, им и принадлежали восточноевропейские культуры «шнуровой керамики» (2200–1600 гг. до н. э.). Сообщение летописи о первых русских «городах», основанных в начале II тыс. до н. э., не противоречит данным археологии: возникшие тогда укрепленные центры, подобные южноуральскому Аркаиму, можно считать городищами». («Евразийская империя скифов»).
В общем, по письменным источникам выходит, что славяне возникли где-то севернее Черного моря, недалеко от него. Лично я – за Приднепровье, но это уже тема отдельного разговора.
Очень важный «момент». Словен и Рус. Это, конечно, не два разных народа. Народ один, но ветви две.
Само неславянство руссов легко опровергается. («Древние русы: народ и «каста» - https://a-eliseev.livejournal.com/2053630.html)
У ветви русов («красные», см. статью выше), судя по всему, более преобладало воинское, кшатрийское начало. А у ветви словен («слово»), было сильнее начало священническое, брахманское («Тайны русской Троицы» - https://zavtra.ru/blogs/tajnyi-russkoj-troitsyi).
По «древней» теме.
«Борьба за Рюрика». Ч. I - http://yarcenter.ru/articles/history/borba-za-ryurika-chast-i-35264/
«Борьба аа Рюрика». Ч. II – http://yarcenter.ru/articles/history/borba-za-ryurika-chast-ii-35276/
«Родная этимология» - https://zavtra.ru/blogs/rodnaya_etimologiya
«Древнейшая письменность славян» - https://zavtra.ru/blogs/drevnejshaya_pis_mennost_slavyan
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments