Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

«Экспедиция в Иномир»: воля к потустороннему

Разбирал недавно книжный шкаф, обнаружил книгу с повестью известного фантаста Сергея Снегова «Экспедиция в иномир» (1983 год).
Там показана экспедиция супер-пупер звездолёта (точнее, междумира-лёта) «Пегас» - в иное измерение. Тамошний Иномир описан как нечто отличное от нашего, плотно-вещественного мира. Интересующиеся метафизикой тихонько бы ойкнули от восторга, что я, собственно, и сделал. (Читал же повесть я ещё в классе 8-м.)
Иномир живёт по совсем иным законам.
«Часть больше целого. Один да один — один. Один минус один — один. Когда светло — темно. Синяя ванна — жизнь. В чрево, в синюю ванну»
Теоретик экспедиции Артур: «Я хочу сказать, что мы находимся в мире, где не действуют ни наша логика, ни наша математика. Логика здесь не аристотелева, а математика не евклидова».
Сам теоретик подчеркивает вещественность нашего мира: «От слова «вещь» в русском производится и «вещий», то есть мудрый, и «вещать», то есть говорить. «Речь» в том же русском совпадает с річ в украинском, а річ по-украински — «предмет». Разве мы не говорим: «он держал речь», «он взял слово», «слово у него веское», будто речь и слова — предметы. В немецком Welt, или «мир», очень близко Wort — «слову». Еще ближе сопоставление в английском: word — «слово» и world — «мир». А греческий «логос», приводивший своей многозначностью многих в отчаяние, — это и «мир», и «слово», и «разум», и «начало всех начал», и бог еще знает что. Разве не обычно наше словоупотребление: «я скажу тебе одну вещь», «с ним случилась странная вещь», «такие удивительные вещи происходят кругом»? Даже невещественным отношениям человек придает вещную форму!»
«А здесь, в дзета—мире, мы встретились с объектами, для которых облик вещей не существен. Это царство материальных полей и сил, свободно меняющих свое предметное выражение. Это не значит, что они не вещны, но предметность здесь лишена наших закоснелых форм, она текуча. Естественно, что наша логика здесь оправдывается не в единичных случаях, а лишь в общем, свидетельствуя тем самым, что если вещный облик местных объектов переменен, то все же без облика предмета и они существовать не могут».
Междумиролетчики сталкиваются с миром вариалов – существ, которые могут принимать самые разные формы – шара, конуса и т. д. Они населяют некий Город – «Столицу Мира Форм», который считают живым существом. «Сноситься с ним непосредственно невозможно, но есть два правителя, тоже вариалы, правда, очень далекая вариация, они — выразители его мыслей и настроения. Один командует левыми свойствами города, почему и называется Левым, а другой — соответственно — Правым».
Тут я просто восторгнулся. Это же почти как упования части консервативных революционеров, чаюющих синтеза Правого и Левого – как возрождения холистического единства традиционного общества. («Необходимость Мета-Идеологии» - https://zavtra.ru/blogs/neobhodimost_meta-ideologii)
Иномир разделен, но и соединен неким Куполом. «Купол, сказал он, соорудили в древности могущественные курак eq \o (и;ґ), населявшие тогда эту страну, а помогали им лукар eq \o (и;ґ) из страны света, дудар eq \o (и;ґ) из страны тяготения, ладар eq \o (и;ґ) из страны электричества и прочие тропак eq \o (и;ґ) из соседних накладывающихся стран».
Иномир пронизан лучистым светом «радиации». Как поведал Правый: «Вариалы, потомки и изделия великих кураков, поддерживают существование благородным облучением, а презренные ладари живут воздухом.
— Воздухом? — переспросил Николай.
— Воздухом! — с отвращением повторил Правый. — Понимаю ваше негодование, путешественники! Эти недостойные, питающиеся воздухом, а не светом, и пищу переваривают одними мерзкими легкими, а не всем своим существом!.. Но подумайте о страшных ропухах из страны Тоди, те поддерживают существование… Нет, не буду приводить вас в неистовство описанием низменного желудка — так они называют электрический орган, при помощи которого… Поговорим лучше о чем-нибудь высоком».
«— Я приведу как пример непереносимости вашего мира для здорового восприятия лишь такую отвратительную черту, как сходящаяся геометрическая перспектива, — с увлечением грохотал Правый. — Это же значит, что у вас видимы все существующие объекты, они лишь уменьшаются с отдалением, а не пропадают. Где бы вы ни находились, перед вами одна и та же картина звезд и планет, — до чего же надоедлив облик вашего мира! Великое многообразие вещей не раскрывается по мере приближения, а всегда на глазах. Как это вытерпеть? Сколько же многообразнее наша Вселенная! Вокруг только окружение, а что подальше — за границами видимости. Любой шаг порождает иные картины, мы непрерывно открываем новое в своем мире, а не тупо вращаемся среди неизменных вещей — разве это не в тысячу раз прекрасней? Мне кажется, ваш мир — царство иллюзий, — закончил Правый. — Вы сами говорите, что ему присущи движения и звуки, свет, силовые поля… Но на эту изменчивую внутреннюю сущность натянута маска внешней закоснелости. Никакой вариал не согласился бы жить в вашем унылом мире!»
«— У людей примитивное понимание причины и следствия. Вы логически бедны! — важно объявил Левый. — Вывод следует из посылок — кроме этого, вы ничего не видите. А у нас посылка может определяться собственным выводом — что здесь странного? Если у вас, как говорите, мать рождает ребенка, то ведь и ребенок рождает мать, ибо лишь с его появлением она становится матерью. Следовательно, они друг друга рождают! У вас линейная, а не объемная логика, логика частностей, а не целого.
И Левый указал, что в их мире противоположности создаются сразу и ни одна не может считаться следствием другой — например, низ и верх, правое и левое, толстое и тонкое, прошлое и настоящее, дети и родители, два конца палки, две стороны листа. Причина лишь повод, а не основание, что-то вроде выстрела, обрушивающего лавину переплетенных противоположностей.
— И у нас распад на две противоположности — естественная черта развития, — вставил Артур в быструю речь Левого.
Левый разъяснил, что в дзета—мире противоположностей всегда больше двух.
И Левый запальчиво объявил, что если А есть А, то оно непременно — не-А. Стена — высокая относительно камешка и низкая относительно горы. И она стена для мелкой твари, нечто непреступаемое, но черточка, а не стена для порхающих вариалов. Левое для того, что полевей, в свою очередь правое, значит, оно и правое и левое. Разумеется, если брать большое количество случаев, то в итоге оно может быть больше левым, чем правым, или больше правым, чем левым. Что может быть проще? Неужели людям не ясно совершенство логики вариалов?
— Страшный мир! Мир, где правое может существовать независимо от левого! Мир, где низ и верх, предмет и его зеркальное изображение взаимно незаменяемы! Мир, где действие всегда равно противодействию, а следствие определяется частной причиной, а не всем целым! Жалею вас, люди! Ни один вариал и секунды не просуществовал бы в вашем худшем из миров!
Один плюс один равнялось двум лишь в общем и целом, а в единичных случаях, если складывались правая и левая, нижняя и верхняя, передняя и задняя единицы, сумма составляла или снова один, или один с привеском, или привесок без единицы… Дважды два равнялось четырем лишь случайно. Зато если из двух вычиталось два, то часть единицы оставалась. В дзета—мире не существовало нуля и никакие вычитания не могли привести к полному уничтожению вычитаемого. Категорический запрет нуля являлся главной особенностью дзета—математики. Что где-то, как-то уже существовало — никогда, никоим образом, ни при каких условиях не может перестать существовать — ее основная аксиома».
То есть, полный холизм, где всё переходит друг в друга (при запрете Нуля, как символа Ничто!), где противоположности моментально снимают друг друга, не переставая, в то же время, существовать. В рамках пресловутого манифестанционализма, этот мир считался бы абсолютно логичным. В рамках «авраамических» традиций он был бы с ужасом отвергнут. В рамках Православного Третьего Пути – он требует рассмотрения. Многое греет душу, точнее, дух. Но видны и гностические корешки. Уж слишком заметно (может быть, да скорее всего - бессознательное) стремление отрицать плотское.
К слову, в своё время впс обращал внимание на некую гностичность советской фантастики, обращаясь к творчеству ещё одного известного фантаста – Георгия Гуревича. («Гностицизм в отечественной фантастике» - https://a-eliseev.livejournal.com/241588.html)
Иномир жёстко разделён. Основными антагонистами являются – Город Совершенных Форм, чей правитель безымянен (апофатичен?) и Город тирана Тода – Тотального Вампира. Да, именно так его и называют. И этот образ напоминает мне Вселенского Змея, космического Компа, тотальный Объект. («Необщинная революция» - https://zavtra.ru/blogs/neoobschinnaya-revolyutsiya; «Существа стихий: «компьютеры» Змея» - https://zavtra.ru/blogs/sushestva_stihij_komp_yuteri_zmeya)
Дальше начинается описание уплотненных существ, которые намного ближе к человеку, чем вариалы. Слуги Тода «ладари были крупнее вариалов и даже людей. К отчету приложены фотографии, можно проверить, точны ли наши впечатления. Меня больше всего поразил гибкий цилиндр — главная часть тела. Он опирался на четыре рычажка, ладари при беге быстро-быстро перебирали ими. А на цилиндре возвышались два конуса — один острием вниз, другой острием вверх. Конусы так лихорадочно пульсировали, то увеличиваясь, то уменьшаясь, что издали казались факелами на ветру. Еще у ладарей были руки — с десяток подвижных, проворных рук, напоминающих, впрочем, больше хвосты — вместо пальцев они кончались лохматыми кистями».
Однако, ропухи, еще более вещественны. Они, «усеянные электрическими огнями, вначале проносились мимо, не оборачиваясь. Потом один замер в воздухе, опустился передо мной и уставил на меня обе головы — переднюю и заднюю. Кроме двух коротких мощных рук, ропух обладал еще десятком руконожек, гибких и крепких, — в полете они развевались, как волосы, а на почве он поддерживал ими туловище вертикально. Головы ропуха мало напоминали человечьи — безносые лица, большой, с подергивающимися губами рот, один тусклый глаз надо ртом».
А вот и сам тотальный Вампир: «В обширном зале возвышался помост, а над ним неподвижно висел исполинский ропух — такой же двухголовый, жадноротый, с огромными лазерными глазелками, с мощными гребнями и коронами, толстыми ногами и хвостом, утыканным антеннами. Приборы показывали высокую гравитацию и стремительно нараставшую электрическую напряженность — в теле Тода, лишь в два-три десятка раз превосходившем обыкновенного ропуха, концентрировались поистине чудовищные массы и заряды. Николай прошептал, что Тод напоминает галактического белого карлика по сгущению больших масс в небольшом объеме, — мы с ним часто встречали эти опасные звездные шарики в космосе.
На Земле духовная власть такого диктатора ограничилась бы растлением психики подданных, а физически уничтожали бы непокорных материальные средства его власти — тюрьмы, концлагеря, газовые камеры… Но в мире текучих внешних форм и мощных внутренних связей диктатор мог непосредственно, грубо энергетически ухватить души и тела. Поведение подданных попадало в такое всеобъемлющее подчинение владыке, что постепенно все их действия, до мельчайших житейских отправлений, становились следствием его решений. Так в дзета—мире подданные диктатора становятся физическими членами его тела, навечно прикованы к нему энергетическими цепями».
Вот и у нас готовится примерно такое же подключение людей к «Искусственному интеллекту», которым и является упомянутый выше Комп и Змей. Он же тотальный Объект – кстати, сегодня происходит навязывание миру именно «объектно-ориентированной онтологии».(«Разум «Чудовища» - https://a-eliseev.livejournal.com/1956950.html)
Человечество хотят оцифровать, загнать в виртуально-электронный концлагерь, где «ИИ»-Тод будет потреблять из психофизическую энергию. Виртуалия, подобно миру Тода будет максимально приближена к тонкому миру, к Нави, к региону Души (не Духа). В то же время мир вариалов ближе к Духу, к Раю, к Прави.
Поражает, насколько может сильно проявляться древнейший архетип у, вроде бы совершенно современных, людей, вписанных в систему Модерна. Конечно, здесь далеко не всё соответствует Традиции, многое принимает «гетеродоксальные» (в частности, гностические) формы, но всё-таки.
О советской фантастике.
«Навьи превращения» - https://a-eliseev.livejournal.com/1897996.html
«Коммунистическое постгосударство» - https://a-eliseev.livejournal.com/1900043.html
«Через тернии к звездам»: терраспасение» - https://a-eliseev.livejournal.com/1871923.html
«Стругацкие, преданное звездоплавание и виртуалка» - https://a-eliseev.livejournal.com/1927725.html
«Ещё один штрих к Стругацким» - https://a-eliseev.livejournal.com/2013975.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment