Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Category:

Алконост, Сирин, Гамаюн и Стратим: птичьи образы Мировой Души

Начать следует с человеко-птицы Сирин, образ которой наиболее двойственен. С одной стороны, она считается райской птицей, которая прилетает на землю и поёт о райском блаженстве. Но песни этой птицы могут быть опасными, иногда люди теряют от её пения свой рассудок.
В данном плане птицу Сирин следует сопоставить со сказочным котом Баюном. Он также может погубить человека, усыпив его своими разговорами или пением. («Кот Баюн, укрощённое Рацио» - http://zavtra.ru/blogs/kot_bayun_ukroshyonnoe_ratcio)
Но, конечно, самым близким аналогом Сирина являются греческие сирены, с которыми она имеет даже этимологическое родство. Достаточно вспомнить хотя бы сюжет с аргонавтами, которые чуть не пали жертвой их пения. Однако, любопытно, что в античной традиции сирены представляются и как мудрые, благостные существа. Каждая из них находится в одной из восьми небесных сфер, а своим пением они создают гармонию космоса.
Вот и у птицы Сирин есть более благой «аналог» – птица Алконост. Она более антропоморфна, у ней есть грудь и руки. В одной из рук Алконост держит райский цветок или свиток изречений о райской жизни. На голове у птицы корона, что подчёркивает присущее ей благое «измерение».
В народных сказаний существует некое разграничение двух птиц. Согласно им, утром на Яблочный спас в яблоневый сад прилетает Сирин, которая грустит и плачет. А уже в полдень прилетает Алконст, которая радуется и смеётся. Она смахивает своими крыльями живую росу и преображает яблоки, приобретающие целебное свойство.
Как представляется обе птицы есть образы Мировой Души, которую следует отличать от райско-ангелического Духа (собственно, Рая). Это сила, одновременно и витальная («психоэмоциональная»), оживотворяющая (Жизнь), и губительная, убивающая (Смерть). Причем, одно легко переходит в другое. Так, излишняя витальность может привести к губительному наращиванию хаотичности. Напротив, разумное умерщвление страстей исцеляет метущуюся душу. У самой Мировой Души есть два аспекта – ветхий и благой. Сирин ближе к первому, тогда как Алконост – ко второму. Поэтому, Сирин печалится о ветхом аспекте Души, тогда как Алконост радуется её благой стороне.
Далее следует коснуться образа птицы Гамаюн. Она также является райской птицей. Но, в отличие от двух вышеуказанных птиц, Гамаюн не имеет крыльев, она летает при помощи хвоста. Есть у неё и некий тревожный аспект – её падение предвещает смерть государственных деятелей.
Образ бескрылого, но летающего, при помощи хвоста, существа, указывает на некую змеевидность. Но уже у Сирина, и тем более, у Алконоста, птичье берёт верх над змеиным. И это символически выражает преображение и исцеление Души, придание ей духовного, небесного, вертикального устремления. Любопытно, что подобная эволюция прослеживается в русской геральдике. Так, Р. Багдасаров заметил, что на родовых гербах Рюриковичей (можайского и белозерского князя Ивана Андреевича, царей Василия Темного и Ивана II) содержится изображение змеедевы. Многие древние народы почитали ее прародительницей. Например, одна из ветвей скифов. В литературе змеедеву именуют Ехидной, Орой, Мелюзиной и т. д. «Интересно, — пишет Багдасаров, — что на собственно московских деньгах вел. кн. Василия Васильевича того же периода уже не змеедева Ора, а Дева-полуптица (Сирин). Они являлись разновидностями одной эмблемы на генеалогическом уровне, что предопределило их различие на уровне символическом. В русской эмблематике хтоническая половина туловища постепенно отпадает, а вперед выступает верхняя половина с крыльями. Крылья московской Оры значительно больше, чем у можайской, рептильная же часть туловища исчезла». (Цит. по кн. В. Карпца «Русь Мiровеева»)
В ряду чудесных птиц находится и Стратим-птица. В русских духовных стихах («Голубиная книга») она описывается как «всем птицам мать», которая держит весь белый свет под своим правым крылом. Живёт Стратим на океане-море, там же она производит и своих детей. И здесь необходимо сопоставить её с Алконостом, которая несёт свои яйца в морскую глубину – во время зимы. Какое-то время они находятся в глубинах, потом всплывают, после чего Алконост их высиживает.
Море-океан есть символ изначального хаоса недобытия, из которого, согласно языческой космогонии, сотворен мир. К слову, в русских сказаниях мир творится из некоего «досельского окияна озера» двумя птицами – белой и черной. В них видят Белобога и Чернобога.
Близость к водной стихии двух птиц указывает на некую хаотичность Мировой Души. И для Стратим-птице тоже присуща тревожность – она топит гостиные корабли с драгоценными товарами.
«Баба Яга, Мировая Душа» - http://zavtra.ru/blogs/baba_yaga_mirovaya_dusha
«Василиса Премудрая и высшие Воды» - http://zavtra.ru/blogs/vasilisa_premudraya_i_visshie_vodi
«Соловей-Разбойник: инверсивная человеко-птица» - https://a-eliseev.livejournal.com/1946409.html
«Феникс (Жар-птица) – аспект Огня» - http://zavtra.ru/blogs/feniks_(zhar-ptitca)_aspekt_ognya
«Варяжский орден гиперборейского грифона» - http://zavtra.ru/blogs/varyazhskij_orden_giperborejskogo_grifona
«Духовный полёт и душевное противодействие» - https://a-eliseev.livejournal.com/1909698.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments