Очередной номер «Изборского клуба» посвящён делам музыкальным. Особенно остро звучит тема контр-культуры.
«На пути к «покорному обществу». О подоплёке музыкальной контркультуры». (Доклад под редакцией В. В. Аверьянова.) (с. 6-43)
Принял участие в подготовке доклада.
Сам же разразился на иную тему.
О САКРАЛЬНЫХ СМЫСЛАХ В СОВЕТСКОЙ ПЕСНЕ (с. 132-135)
Александр ЕЛИСЕЕВ
1. Всесоюзный Кузнец.
Сталин — всемирно известный псевдоним вождя СССР — указывает на архетип Кузнеца, имевший огромное значение для наших предков‑славенороссов. Они почитали бога Сварога, которого представляли небесным Кузнецом, сотворившим мир. Сталин вполне соответствует роли некоего демиурга, сотворившего советскую индустриальную вселенную.
2. «Солнце-Сталин».
В советской поэзии, в песнях 1930– 1950 гг., Сталин выступает как ласковое, согревающее Солнце, которое щедро дарит людям свет, тепло и радость. И в солярном контексте его даже сравнивают с неким чудесным Садоводом. А это уже указывает на архетип райского Сада (сам возделанный сад является символом Рая).
3. «Гремя огнём».
В то же самое время Солнце‑Сталин выступал и в качестве карающего Огня, направленного против врагов солнечной Родины. В популярнейшем фильме «Три танкиста» поётся одноимённая песня, а также «Марш советских танкистов». Налицо воспроизведение Кузнечного, огненно‑железного архетипа, причём именно в воинском контексте. Сталин создал Щит и Меч СССР, он направил их против Врага. И он одержал Великую Победу.
4. Сокол и Древо миров.
Весьма яркий пример архетипического выражения даёт песня «Два сокола». Образ сокола был чрезвычайно распространён у славенороссов. Именно сокол служил изображением династии Рюриковичей.
5. «Разоблачение» Солнца.
В 1956 году, на XX съезде был развенчан «культ личности» Сталина. Тем самым партийная верхушка «развенчала» и сам принцип личностного правления. Всё это вполне логично сопровождалось «возвращением к ленинским принципам», которое означало возвращение (пусть в мягком формате) к революционному интернационализму. И это выразилось и в песенной культуре.