Решил тут выложить одну свою, весьма древнюю, статью. Тогда я был более оптимистичен в отношении информационного общества. Цифрократизация же сделала мой настрой более тревожным (http://zavtra.ru/blogs/tcifrokratiya_moneti_bumaga_i_chasi). И всё же, думается, что не надо впадать в этакий эсхатологический пессимизм. Мы находимся в, своего рода, переходной точке. И здесь возможно либо начало нового цикла Истории, либо её реальное Завершение. Либо возрождение Мира Традиции, либо Пародия на него. Условия же созрели как для одного, так и для другого.
Воскресение Христово снова и снова наводит нас на мысль о том, что смерть не имеет абсолютной власти над людьми. Все мы умрем, но и воскреснем во плоти после Конца Света. Но и в этой жизни возможно воскресение, причем по воле людей. Речь идет о воскресении того христианского, традиционного общественного уклада, который существовал в Средневековье.
Воскресенье Христово – это не просто победа Жизни над Смертью. Христос «смертию смерть» попрал, показав всю ее относительность. Он сошел в ад и освободил из него души томившихся там праведников. Преисподняя приняла Христа, возомнив, что заполучила самую богатую добычу. Однако, Христос пришел в ад как воин-освободитель, и Он победил инфернальный мрак, заставил его отпустить то, что ему не могло принадлежать. Врата ада оказались сокрушены – и не каким-либо магическим усилием, но максимальным самоистощением Христа, которое обернулось Его Триумфом.
Нечто подобное сегодня может произойти с нашим обществом. Некогда оно было традиционным, патриархальным. В благословенные времена Средневековья люди жили христианским укладом, ставя духовное превыше материального, подчиняя второе первому. Но потом пришла эпоха Модерна, который опрокинул прежний порядок вещей. Теперь на первый план было поставлено именно материальное делание. Буржуазные революции изменили лицо традиционного мира, навязав ему культ Золотого Тельца. Началась Эра Машин – чадящая, громыхающая, огненная. Человечество очутилось в земном аду, который был самым настоящим прообразом ада подземного.
Однако, постепенно человечество стало разрушать врата этого ада. Развитие техники привело к мощному информационному взрыву, точнее к целой серии таких взрывов. Материалистическая, индустриальная цивилизация стала все более и более утончаться, «спиритуализироваться». На смену монстрам из чугуна и стали пришли компьютеры. Люди потянулись из чадящих городов обратно на природу, причем туда же они несут и все удобства городской цивилизации. Стремительно увеличивается количество личных потребительских хозяйств, которые производят конечный продукт. Люди снова занялись «надомным» ремеслом – изготовлением мебели, выпечкой хлеба, мелким строительством. Производители все больше и больше согласуют с потребителями качество своей продукции, ее количество, сроки изготовления, чем серьезно сокращают влияние рынка на само производство. Компьютеры позволяют осуществлять подгонку этой продукции под индивидуальные потребности. Сегодня в моду входит не столько чтение, сколько прослушивание текстов записанных на CD-дисках. Это живо напоминает средневековую традицию именно зачитывания текстов. Сегодня рождается новое общество, которое именуется постиндустриальным или информационным. Можно, конечно, сказать и так. Однако это общество будет, в первую очередь, обществом Нового Средневековья.
Похоже, что современный мир проглотил слишком уж большую поживу – Человека. А ведь человек – венец творения Божия, Его образ и подобие, поэтому он не может не стремится к тому, чтобы возрождать Богом установленные порядки. Пусть даже это происходит почти инстинктивно, при помощи современных технологий, описывается и продумывается в дефинициях Модерна. Все равно происходит Возрождение. Новый Мир трещит по швам, он готов разродиться Старым Миром, который хоть и умер, но готов воскреснуть.
Это произойдет тогда, когда развитие техники и наращивание информации перейдет некую критическую черту. Тогда рост производства достигнет своего максимума и станет обгонять рост потребностей. Проще говоря, возникнет изобилие, о котором так любили говорить коммунисты. Но они связывали появление этого изобилия с ликвидацией частной собственности, тогда как оно напрямую зависит от развития техники.
Конечно, собственники оказывают влияние на этот самый рост, причем зачастую оно носит отрицательный характер. Речь идет о крупных транснациональных корпорациях (ТНК), которые сегодня представляют собой грандиозные экономические пирамиды, стремящиеся загнать человечество в корпоративное рабство. ТНК всячески размывают национальные государства, пытаясь занять их место, сделав бывших граждан только и исключительно своими сотрудниками. Вот они то и тормозят развитие техники, пытаясь перевести его в русло, выгодное для себя. Отсюда и однобокое развитие индустрии потребления и развлечения, грозящее виртуализацией человечества.
Стратеги Транснационала отлично понимают, что в мире Изобилия они не станут нужны никому абсолютно. Рыночная экономика прекратит свое существования, а товарно-денежные отношения сведутся к минимуму (как это и было в Средневековье). В большинстве случаев они уступят место натуральному обмену между различными общинами (труд станет обязательным «лишь» с точки зрения духовной – как искупление за грехи Адама). А сами общины (региональные, хозяйственные, творческие и т. д.) станут сетевыми структурами, выстраивающими отношения между собой не на принципах Пирамиды, а на принципах Сети, у которой нет «верха» или «низа». Сетевые структуры наладят между собой совершенно свободные и многообразные отношения. Вот этих то отношений и боятся пирамидально выстроенные ТНК, которые в новом формате не станут нужны никому и которые при новом Средневековье просто-напросто отомрут. А вот Государство не отомрет, просто его функции претерпят некоторое видоизменение. Оно будет не строителем пирамид, но Рыбаком, сворачивающим и разворачивающим Сеть. Только Государство способно избавить сетевые структуры от тирании ТНК, лишь оно может выступить в роли повивальной бабки, принимающей рождение нового общества.
И таковым Государством сможет стать лишь Православная и Самодержавная Монархия. Без Православия невозможно понять, во всей его полноте, религиозный смысл происходящих перемен. Лишь Православие, которое в высшей степени созерцательно и, одновременно, в высшей степени деятельно, дает осознания того, что в наши дни происходит Великая Пасха традиционного общества, которое подчиняет материю духу, просветляет ее духовными влияниями. И лишь Самодержец, свободный от различных групповых пристрастий, может распространить это понимание, это осознание на области государственного строительства и общественных отношений. (Возрождение традиционного общества может произойти и на сомнительной «духовной», например, оккультной основе. В этом случае оно будет пародией, наполненной лжемессианским смыслом.)
Где восторжествует такая Монархия, которая станет Империей Нового Средневековья? Надеюсь, что это произойдет в России. Наши огромные пространства и наши ресурсы позволят нам бросить исторический вызов ТНК, предложив миру правую, консервативную версию постиндустриализма. В прошлом веке мы увлекли пол мира левой Утопией, теперь у нас есть возможность завлечь весь мир правой Мечтой. Восстание против Золотого Тельца провалилось, ибо его подняли не те люди и не в то время. Теперь приходят новые, и, в то же время, старые времена. Мир Традиции готовится сокрушить врата земного ада и воскреснуть в России. Скоро будет Русская Пасха.
«Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия!»