Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Category:

Гоголь и цифрократия

http://zavtra.ru/blogs/tri_primeti_vkradivayushegosya_v_mir_antihrista
«Прежде всего, этот мотив выражен в теме сверхъестественной власти денег, причем, что интересно, денег номинальных, призрачных, но при этом формирующих, так сказать, облик времени, ибо, как замечает Гоголь, «Х1Х век давно уже приобрел скучную физиономию банкира, наслаждающегося своими миллионами только в виде цифр, выставляемых на бумаге». Реальных же миллионов никто не видит и не держит в руках. Характерен в этом смысле тот факт, что после смерти ростовщика его предполагаемые богатства, хранящиеся в покрытых коврами сундуках, исчезают неизвестно куда; сам Гоголь, по крайней мере, не находит нужным посвятить их дальнейшей судьбе ни полслова».
Позапрошлый век, а как точно – «в виде цифр». Это именно она – «цифровая экономика», основанная на цифрократия, причем, «сыфр» от арабского ноль. Небытие, ничто. («Цифрократия: монеты, бумага и часы» - http://zavtra.ru/blogs/tcifrokratiya_moneti_bumaga_i_chasi)
Глобальные капиталы обладают некоей небытийной силой. Они и сами своего рода небытийны. Можно даже предположить, что Капитал есть некий незримый, тонкий уровень, который проявляется в виде чего-то зримого (например, бумажек или карточек).
И вот туда, на этот уровень уходят ресурсы, которые капитализм выжимает из людей – их труда, их страданий (страда-работа). Поближе к тонкому миру Нави, где находится, в качестве некоего «сектора», инферно. Труд как бы обнуляется и превращается в некую психическую энергию, призванную питать силы, находящиеся на уровне Психеи.
Сам капитализм основан на Магии, его продвинутые адепты работают с недобытием изначального хаоса и «высшим», астральным хаосом Психеи, Нави. («Магия Капитала», ч. I - http://pravaya.ru/look/17563; ч. III - http://pravaya.ru/look/18967)
Отсюда, кстати, и поклонение рыночной стихии.
Возвращаясь к Гоголю, вспомним про его «Мертвые души». Уже от самого названия несёт жутью Нави. Предприимчивый Чичиков хотел сделать капитал на умерших, которых как бы «оживил», подобно некроманту. Любопытно, что славяне-язычники просили о материальном благополучии своих умерших предков. Древние индоевропейцы считали мир мертвых источником богатства. А мир мертвых часто помещали в регионе Души – Нави, Аиде, Психеи и т. д. Его представляли в виде пастбища, где пасутся души умерших. Причем, что в индоевропейских языках отчетливо заметна связь торговли и скотоводства. Так, лат. pecu («стадо, скот») тесно связано с лат. рecunia («состояние, деньги»), и более того, восходит к реконструированному праиндоевропейскому *peky, которое означало как первое, так и второе. Слова «капитал» произошло от латинского слова «caput» (голова крупнорогатого скота), его и переводят как «скот». В германских языках наблюдается то же самое: древне-северное fe переводится как «скот, имущество, деньги», древнеанглийское feoh как «стадо, движимость, деньги».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments