Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Category:

Кот Баюн, укрощенное Рацио

Баюн – гигантский котяра, который обладает волшебным голосом. С помощью него он заговаривает людей, усыпляет х и съедает. Однако, его голос может иметь и целебную силу, то есть Баюн – персонаж весьма двойственный. Как и Ягишна, у которой он, в некоторых сказках, проживает. («Баба Яга, Мировая Душа» - https://a-eliseev.livejournal.com/1929475.html)
Кроме того, Баюна помещают и в сказочном Тридевятом царстве, то есть, в Нави. («Луна, Навь и Тридевятое царство» - https://a-eliseev.livejournal.com/1931520.html)
Приручить Баюна удаётся Ивану-царевичу. В результате, волшебный Котик поселяется в царском дворце, где исцеляет больного Царя.
Понятно, что Баюн – это символ Рацио, присущего именно Душе (Нави), а не Духу (Раю). Дух (греческий Нус) – един, тогда как Дуща двойственна. С одной стороны, она представляет собой некую сплошную эмоциональную Стихию. С другой стороны – это одно сплошное Рацио, которое, посредством аналитики, постоянно дробит какую-либо «вещь», пытаясь реконструировать из её частей – всю сущность. Тем самым, «вещь» как бы убивается. И, несмотря на всю свою видимую «формальность», Рацио есть смертоносная Стихия. Вот и Баюн - «уговаривает» человека, то есть совершает убийство его интеллекта, рационалистически съедает его. В то же время, духовное познание предполагает непосредственное созерцание нетварного логоса (Божественной идеи), присущего каждой вещи. Оно и приводит к нерасчлененному познанию её сущности.
Здесь существенное различие между интеллектуальным рассудком и умом (разумом), сверхинтеллектом. В православной Традиции ум - нус, который противопоставляется рациональному логикону. И если нус собран в себе, то логикон блуждает повсюду, его приходится собирать.
Однако, «рациональное» познание может быть направлено и в Высь – например, с его помощью можно обосновывать необходимость духовного (мистического) познания. (Безусловно, логикон необходим и в плане «практическом», это некая неизбежность, главное не ставить его на первое место.) И навий кот Баюн прилежно служит Царю – после своего укрощения. А его укрощение Иваном-царевичем есть один из вариантов воздействия Царя Мира (сверхличностного Принципа, центра, полюса нашей Вселенной) на регион Души Нави. (Собственно, в этом смысл и самого сказочного путешествия в Тридевятое царство.) Сам этот Полюс символизирует именно регион Духа, осуществляя высшие, небесные, райские влияния. И получается, что Навь укрощается с Земли, с нашего плотно-вещественной Вселенной.
Здесь имеет место тройственная диалектика. Дух – единовиден, Душа уже двойственна, а на Земле происходит их некий синтез, троица преодолевает двоицу, возрождая единство на новом уровне. То есть, наша Вселенная поражена Грехопадением, сама расколота, но даже в этих условиях возможно Преодоление, подчинение Душевного, восстановление Единого. И плоть может быть максимально соединена с духом – на этом, кстати, основаны многие духовно-аскетические практики, например – исихазм.
Теперь – немного о котиках, об их мистическом символизме. Кот – существо одновременно и хитроумное, и весьма эмоциональное. И оно любит (как логикон) побродить в ночи, которая освещается светом отраженного, лунного знания. Весьма возможно, что некогда коты были «агентами» Зла, но потом перешли на сторону Добра. («Символизм Кота» - https://a-eliseev.livejournal.com/173731.html)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments