Замечательное исследование А. Н. Иванова. В нём он коснулся и веры наших далёких предков: «Дохристианской традиции славян был известен Див, упомянутый в «Слове о полку Игоря», как божество, находящееся на вершине Древа миров, которая соответствует «небу», т.е. высшему уровню мироздания традиционной метафизики. В литовской традиции русский Див находит свое соответствие в образе Диеваса (Dievas), «Бога»; который у латышей иногда выступает как Дебесс Тевс (Debess tevs), «Отец неба».
Представляется, что Див есть бог Дый, о котором рассказывает «Слово и откровение святых апостол», где упоминаются боги - «Перун, Хорс, Дый и Троян и инии мнози». Здесь уже описывается ситуация вырождения славянской монотеистической традиции, всё более склонявшейся к многобожию. Славяне почитали Единого Бога, имевшего множество «функциональных» проявлений (ипостасей, эманаций). Дый, он же Див-на-вершине-Древа- одно из имен этого Бога. Другие имена – Род, Белобог, Сварог, Стрибог, Святовит. («Крещение Руси» - http://zavtra.ru/blogs/kreschenie-rusi)
Однако, было стремление взять какое-либо функциональное божество и поставить его превыше Единого Бога. Обусловлено это двойственностью нашей реальности, расколотой в результате изначальной Катастрофы, Грехопадения, «Большого Взрыва» («Неообщинная революция» - http://zavtra.ru/blogs/neoobschinnaya-revolyutsiya). Расчленение изначального Антропоса, Первочеловека, Пуруши, райского Адама побуждало сознание делить идею Единого Бога на идеи множества суверенных божеств. Это с одной стороны, а с другой сознание тянулось и к чему-то объединяющему, так или иначе восстанавливающему потерянное единство. В результате, происходило возвышение одного из функциональных божеств, которое становилось «верховником».
Именно эта инверсия произошла с эллинским Громовержцем Зевсом, который «присвоил» себе высочайшее имя Единого «Небесного» Бога – «Дый». (Ζευς πατηρ, а в род. п. Διος). На самом деле, Громовержец – это функциональное божество, «всего лишь» проявление Единого Бога. Хотя Единый выступает и как Громовержец, ибо эманирует из себя бога Грозы (как бога Солнца, Огня и т. д.). Так, в русских сказаниях Бог сражается со своим Противником не сам, а посредством некоего громовника. Последнего он сотворил ударом палицы о камень. То есть, и сам он выступает здесь как некий громовник (палица, камень), но только главный, верховный. Это славянский Творец, Бог-Род, который имеет атрибуты Громовержца и проявляет из себя «функциональное» божество Грозы – Перуна.
Род был еще и богом Времени. В эллинской традиции Перун (Зевс) подменил собой бога Времени – Кроноса (Сатурна), что выражало инверсию изначального, гиперборейского монотеизма – на метафизическом уровне. А на уровне метасоциальном это указывает на раскол изначального гиперборейского социума, на древнейшее восстание против Царского Единства, ведь Сатурн-Кронос ещё и царь золотого Века. («Мифология прогресса или оболганный Кронос» - http://rusyappi.ru/dovody/mifologiya-progressa-ili-obolgannyj-kronos)
Подр. о древнем «языческом» подлоге - в ст. «Зевс: история одной инверсии». (https://a-eliseev.livejournal.com/1848345.html)
На Руси, накануне Крещения, как раз и стала возобладать инверсия. Упомянутое выше «Слово и откровение» ставит Дыя («Небесного») в один ряд с функциональными божествами – Перуном, Хорсом и Трояном, выражая тем самым позднейшие реалии. А «Повесть временных лет» рассказывает о религиозной реформе князя Владимира Святославовича, который создал пантеон из семи божеств, во главе которого поставил Громовержеца Перуна («Зевса»). При этом, в подчиненном ему отношении оказался «Старый», Единый Бог – Стрибог. Однако, по некоему величайшему промыслу, князь отказался от своих инверсивных замыслов и от вырождающегося «язычества». Он выбрал Христианство, которое возрождало Изначальную Традицию на новом, гораздо более высоком, уровне.
А. Н. Иванов обращается к теме Бога-Отца и Бога-Сына в индоевропейских традициях. И вот здесь мы хотели бы указать на славянскую традицию. Богом-Отцом там выступает Сварог – «Небесный» (как и Дый-Див). «Согласно Ипатьевской летописи у Сварога («Небесного») есть сын - Даждьбог (Дажьбог, Дажбог), являющийся богом солнечного света. Ближайший его аналог - эллинский Аполлон. К слову, это божество считалось покровителем северного народа гипербореев, которым древние греки приписывали могущество и праведность жителей Золотого Века. Наших далеких предков (скифов, славян, русов) часто отождествляли с гипербореями, в чем выражалось признание некоей изначальности славянской традиции, прямо наследующей Золотому Веку. Ещё одно важное совпадение - в «Слову о полку Игореве» русичей называли «Даждьбоговыми внуками», подчеркивая их происхождение от гиперборейского солнечного бога. В летописи этот бог предстаёт ещё и царем: «Солнце царь сын Сварогов еже есть Дажьбог». И тут, безусловно, нужно вспомнить о скифском царе Колаксае («солнечном царе»)». («Тайны русской Троицы» - http://zavtra.ru/blogs/tajnyi-russkoj-troitsyi)