Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

«Великое ничто»

Новость, конечно, не ахти какая свежая, н всё-таки.
«Вселенная наполнена звездами, пылью и газом, при этом большая часть ее невидима. Ученые знают о том, что в конкретной точке находится какой-то объект, поскольку могут замечать гравитационный эффект от т.н. «темной материи». Однако в обнаруженной пустоте отсутствуют даже скрытые массы. Причину возникновения такого огромного пустого пространства ученым пока выяснить не удалось».
Ученые обнаруживают то, что было известно в древности. Так, «Книга Бытия» говорит о начале творения, когда «земля была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водой». Это изначальный хаос, недобытие, первоматерия, из которой и возник оформленный мир. Эта хаотическая бесформенность никуда не делась, она продолжает оставаться внутри нас. Судя по всему, в качестве некоей онтологической возможности отказаться от движения к Чистому Бытию, к Абсолюту. Не было бы такой возможности, человек просто стал бы марионеткой, автоматически включающейся в поток нетварного Света.
При этом, надо иметь ввиду, что это ни есть «абсолютное ничто» (этакий «Абсолют наоборот»), но всё-таки – «нечто». А о ничто хорошо написал выдающийся православный богослов В. Н. Лосский: «Нельзя объективировать первичное «ничто». Nihil здесь просто означает то, что «до» сотворения ничего «вне» Бога не существовало. Или, вернее, что эти «вне» и «до» абсурдны, если они обусловлены именно сотворением. Пытаться мыслить это «вне» значит столкнуться с «ничто», то есть с невозможностью мыслить. Это «вне» существует только благодаря творению, оно есть та самая «пространственность», которая и составляет творение. Так же невозможно представить себе, что было «до» сотворения: в Боге «начало» не имеет смысла, оно рождается вместе с тварным бытием; именно акт сотворения и устанавливает время, категориями которого являются «до» и «после». Как «вне», так и «до» сводятся к тому nihil, которое упраздняет мысль. И то и другое – сказали бы немцы – суть «предельные понятия». («Догматическое богословие»)
Что касается обнаруженной Пустоты, то она, конечно, не есть само недобытие, которое и увидеть невозможно. Но это есть символ, который его выражает с предельной наглядностью. Этакий огромный мега-пространственный символ.
К слову, Пространство онтологически ближе именно к недобытию, тогда как Время – к Бытию. («Время против Пространства» - https://a-eliseev.livejournal.com/1763086.html)
Именно Время поможет преодолеть чудовищные просторы Космоса. («Время, Космос и Звёзды» - https://a-eliseev.livejournal.com/1920344.html)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments