Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

Письменность славян

Сегодня праздник славянской письменности, приуроченный к дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Ничуть не желаю умалить их подвига, осуществленного на ниве распространения Православия среди славян. И, всё-таки, надо иметь ввиду, что своя письменность у наших предков была и до Кирилла и Мефодия.
Да ведь и в самих «Житиях Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла» читаем: «В Херсоне Константину удалось найти «Евангелие и Псалтирь роусьскыми письмены писана».
Титмар Мерзебургский (10-11 вв.) дал описание западнославянского города Ретры (Радегаста), в котором сообщил: «Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид».
Ибн Фадлан (10 в.) пишет о том, как русы, после ритуального сожжения умершего соплеменника «построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя или берёзы), написали на ней имя мужа и имя царя русов и удалились».
Ан-Надими (10 в.) сообщает: «Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк [Кавказ] послал его к царю Русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю были ли они слова, или отдельные буквы, подобно этому»
К слову, о самой письменности. Её изобретение приписывают финикийцам. Однако, Диодор Сицилийский (I в. до н. э.) писал: «Хотя вообще эти буквы называют финикийскими, потому что их привезли к эллинам из страны финикийцев, они могли бы носить название пеласгических, так как ими пользовались пеласги». Этот же автор писал об этрусках: «Они изобрели письмо, ревностно изучали науку о богах».
Кстати, именно Диодор является единственным автором, который приводит самоназвание этрусков – «расены». Расены и пеласги - родственные этносы, в формировании которых принимали активное участие древнейшие славяне (но не только они). Хотя основа была всё-таки славянская. («Расенская империя и римский империализм» - http://pravaya.ru/side/16346/22766)
Крайне любопытно следующее. В состав Римской империи входила провинция Ретия (Реция) – самая западная из всех римско-дунайских. (Внутри провинции была область с говорящим названием – Винделикия.) Её населяли ретийцы, которых считают родственными расенам. В Западных и Центральных Альпах обитали реты, чей алфавит близок к этрусскому (его даже именуют «северноэтрусским»). Страбон связывает ретов с винделиками (венедами).
Безусловно, тут связь и с вышеупомянутой Ретрой, и с рутенами, которые жил в разных регионах Европы. Шире – этимология «рт-рд-тр», которая вписывается в «венедский» контекст. («Родная этимология» - http://zavtra.ru/blogs/rodnaya_etimologiya)
Также по древнерусской теме
«Крещение Руси» - http://zavtra.ru/blogs/kreschenie-rusi
«Тайны русской Троицы» - http://zavtra.ru/blogs/tajnyi-russkoj-troitsyi
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments