Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Навьи превращения

У фантаста Сергея Павлова есть роман-дилогия «Лунная радуга», опубликованный ещё в советское время (по нему и фильм сняли, весьма неплохой). Сюжет такой - на спутнике Урана - Обероне - происходит взрыв, в результате чего погибает часть команды космического корабля «Лунная радуга». Оставшиеся в живых становятся «экзотами» - людьми, которые приобрели какие-то совсем нечеловеческие качества. Они способны довольно долго не дышать, воспринимать радиоволны, слышать ультразвук. Видят в темноте, прям как кошки, да что там - приобрели телепатические возможности. Ну, и понятное дело, старение организмов резко замедлилось.
Такое вот воздействие космоса, точнее, каких-то его сегментов. Вообще же, книга пронизана мистическим символизмом, что вроде как странно для научно-фантастического романа. На первый взгляд. А так, понятно, что фантастика и мистика идут рядом и во многом пересекаются. Пожалуй, наиболее жутковатое место – общение Андрея Тобольского с экзотом Мефом Аганном на орбитальной станции у Япета. «За разговором экзот, должно быть, не замечал, как суетливо вели себя его руки. Он нервозно засовывал их на всю глубину карманов, нервозно вытаскивал, закладывал за спину, поднимал к голове, щупал шею, затылок или судорожно складывал на груди. А когда он, нервно жестикулируя, разводил руки в стороны, перед глазами Андрея едва ли не с физической ясностью возникало ночное видение — тень многорукого «пианиста»… Да и ноги Аганна не стояли на месте — притоптывали, переминались, словно ему жгло ступни. Все у него ходило ходуном — ноги, руки, плечи…»
Или вот: «Ощущая спиной взгляд новоиспеченного коменданта, он оглянулся и обомлел: скалясь в очередной гримасе, Аганн сверкнул двумя рядами зеркально-блестящих зубов!..- Лучше бы ты о себе подумал, — произнес экзот блистающим ртам. — Не верю я в инозвездных пришельцев, несмотря на дьявольски четкую геометрию этого кругляка… Но если чудо произойдет и ты их там встретишь — передай им мое проклятие. Мое и всех тех, кого они убили на Обероне. А заодно и свое».
Проклятье - то есть, новые возможности как-то не очень радуют Мефа за них приходится платить большую цену.
Также впечатляет сцена разговора Аганна с погибшими членами экипажа «Лунной радуги». Впечатляет и название объекта, где происходит выброс какой-то странной энергии («гурм-эффект») – «Кратер-666». Кстати, и число экзотов в конце книги – 656 (почти, почти). Ну, и конечно, само название корабля, гибель которого породила экзотов – «Лунная радуга». Луна – солнце мёртвых, солнце Нави.
Оберон – спутник, где погиб корабль, также обладает особым символизмом. Оберон – повелитель эльфов (альвы) и призрачных фей. Между прочим, в скандинавской традиции больше говорится о нижних, темных альвах, что сразу заставляет вспомнить о «чудном народе», загнанном под землю (http://a-eliseev.livejournal.com/1851012.html). Феи – существа весьма специфические, их изображали то как светоносных женщин, то как нечто троллевидное: «…Эта фея была крошечная женщина с остреньким личиком, блестящими глазками и смуглой кожей орехового цвета. Жила она в зелёном, поросшем травой холмике, что возвышался неподалёку от дома пастуха» («Фея и котёл», шотландская сказка). Скорее, последнее и было истинным обликом, просто «троллихи» косили под светоносных существ (вспоминается христианское представление о демонах, которые любят прельщать, являясь в свете). Опять-таки, к слову, весьма любопытен образ современного тролля (Карлсон, Альф-Эльф) - http://a-eliseev.livejournal.com/1860789.html
Безусловно, в космосе множество тревожных мест, который ближе всего к региону Души, миру теней, Нави. Луны, конечно, такие места. Между прочим, на нашей Луне творятся весьма жуткие вещи (с тенями) и планетка эта жуткая. («Мир Людей и мир теней. Мистика Подземелья. Традиционалистские очерки (Часть III). Глава 6. «Зловещая усмешка Арлекина» - https://a-eliseev.livejournal.com/2226076.html) В то же самое время, солнца (звезды) ближе всего к региону Духа, Прави, Раю.
Да, в фантастике всякой мистика полным-полным. Например, в творчестве Павла Гуревича (http://a-eliseev.livejournal.com/241588.html). Стругацкие, вообще, разговор отдельный.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments