Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

«Атлантида»

Да, фильмец зачётный, здесь мощно выражены древнейшие архетипы. Думаю, что по большей части, бессознательно, хотя люди рубят фишку и кое-что знают. В принципе, фильм было бы правильнее назвать так – «Гиперборея». Там описывается защита северного острова от неких подводных тварей. (Как очевидно, образ навеян Лавкрафтом – его «глубоководными».) Твари пытаются занять остров, поднимаясь из своих глубин по ночам. Но их сдерживают двое защитников – смотритель маяка Гренер (Рей Стивенсон) и метеоролог Друг (Дэвид Оукс). Таким образом, происходящее можно трактовать как защиту гиперборейской твердыни от водных зверочеловеческих тварей – порождений Атлантиды. (Маяк – символ Мировой Горы или Мирового Древа, от него исходит высший Свет.) При этом, оба персонажа бегут из «большого мира» на северный остров, и это уже символизирует бегство из современного мира – в лоно Традиции.
Однако, мы имеем дело не с героической сагой. Фильм полон самых разных коллизий, указывающих на инверсию изначальной Традиции. Гренер – явный кшатрий –брутальный и яростный. Друг – скорее, брахман, для которого характерна кроткая созерцательность. При этом, они не только сражаются бок о бок – против глубоководных, но и отчаянно конфликтуют друг с другом. Гренер пытается подчинить себе Друга. И это уже явное указание на «революцию кшатриев». (При этом, впс уверен, что вначале всё же была революция брахманов - https://a-eliseev.livejournal.com/1893232.html)
После одной из схваток Гренер спасает и приручает глубоководную самку Америс (Аура Гарридо). И с нею же он занимается сексом. На Америс западает и Друг, правда, его влечение более «платоническое». Сразу вспоминаются переродившиеся стражи «Книги Эноха» (https://a-eliseev.livejournal.com/1770329.html). И, вообще, черномагический эксперимент по раскочегариванию звериного начала в человеке (http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/12/05/kul_t_zverya_i_tehnologii_raschelovechivaniya). Собственно, в результате этого эксперимента и возникли зверолюди. Часть из них ушла под воду после гибели Атлантиды, часть была заточена под землю во время Восстания Героев (https://a-eliseev.livejournal.com/1851012.html). Гренер воюет против зверолюдей, но его и влечет к ним – его собственное, «раскочегаренное» звериное начало. Сам он излишне буен, его кшатризм гипертрофирован. И Друг пытается увещевать его – «Ты солдат, а не убийца».
Показательно, что фильм начинается с цитаты Ницше: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем». И это очень важная тема - Драконоборца, который рискует стать Драконом («Усмирить Змея» - http://zavtra.ru/blogs/usmirit_zmeya).
Правда, концовка несколько пораженческая, в либерально-толерантном духе. Но всё равно – смотреть стоит, рекомендую.
ЗЫ. И вот ещё про символизм Атлантиды (http://zavtra.ru/blogs/gryaduschaya-atlantida). Проект Евро-Атлантики свёрнут, но, думаю, его ещё попытаются реализовать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment