Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Category:

Родная этимология

У полабских славян был город-крепость Ретра, он же – Ридегост (Радегост). Город являлся столицей этнополитического образования ратарей-радарей-редарей. Очевидно, что данный славянский центр был назван в честь бога Ради(е)госта. В «Саксонской хронике Конрада Бото» написано: «В Мекленбурге ободриты почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена чёрная бычья голова, а ещё имел в руке секиру, а на голове — птицу». И эта бычья голова заставляет вспомнить византийского автора Прокопия Кесарийского, который писал о славянах следующее: «Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков». Славянский бог Род («родриа» - молния) был именно громовержцем, хотя это была не единственная его функция (в отличие от «второго», «младшего» громовержца Перуна). Славяне знали его под именами «Сварога» («Небесного»), «Святовита» («Священного Света»), Стрибога («Старого бога») и Белобога. Всё это были имена Единого Бога (http://zavtra.ru/blogs/kreschenie-rusi), чья суть проявлялась во многих «функциональных» божествах, которые образовывали Триглавы (http://zavtra.ru/blogs/tajnyi-russkoj-troitsyi).
Можно предположить, имя радарей (ратарей) произошло от имени Единого Бога Рода (Радегаста). А к этим именам очень близок этноним «рутены» - так называли русов средневековые европейские авторы. Однако, это имя известно и античным авторам, которые писали о рутенах, живущих в на территории современной южной Франции. К слову, там находится город Родез (ср. с Родом), чье название произошло от имени рутенов (жители этого города и сегодня называют себя Ruthénois.). Римский автор Лукиан (I в. н. э.) приводит такое название - «флави рутены», то есть «рыжие рутены». Любопытно, что дочь Ярослава Мудрого, Анну (королеву Франции) французские источники называли «рыжей». А в русской средневековой традиции слово «рыжий» связывалось со словом «русый».
Само слово «рус» означало красный цвет, который был цветом воинов, аристократов, князей. Так, он символизировал воинское сословие у индоариев, иранцев и кельтов. Например, в ведической Индии красный цвет принадлежал варне (касте) кшатриев, т. е. воинов. Он символизировал кровь, пролитую в боях.
В различных этимологических словарях слово «рус» тождественно слову «русый», которое означает не столько «белый», как думают многие, сколько «ярко-красный», и даже «рыжий». Так, в словаре А. Г. Преображенского «рус(ъ)» («руса», «русо», «русый») означает «темнорыжий», «коричневатый» (о волосах). Ему соответствуют укр. «русый», бел. и серб. «рус», словац. «rus», «rosa», «rusa glava», чеш. «rusu». М. Фасмер приводит словен. «rus» в значении «красный». О «красном» значении слова «русъ» сообщал в своем словаре И. И. Срезневский. «Рус», таким образом, «русый», «рыжеватый».
Связь слов «рус» и «красный» прослеживается и вне славянских языков, что позволяет говорить об индоевропейской основе данного феномена. Пример – латыш. «russys» («кроваво-красный»), «rusa» («ржавчина»), лит. «rusvas» («темнокрасный»), латин. «russeus», «russys» («красный», «рыжий»).
Латинский переводчик хроники Феофана переводил слово «русские» как «красные». Славяне называли Черное (Русское) море еще и «Чермным», т. е. «красным».
Следует вспомнить и о том, что красные стяги являлись «штандартами» киевских князей, они видны на старинных миниатюрах, о них говорит «Слово о полку Игореве». Согласно былинам, красный цвет широко использовался для раскраски русских боевых кораблей. Русы охотно красили в него лица, используя как боевую раскраску. Ибн Фадлан писал о русах, что они «подобны пальмам, белокуры, красны лицом и белы телом…» Низами Гянджеви («Искандернаме») изобразил это в стихах: «Краснолицые русы сверкали. Они / Так сверкали, как магов сверкают огни».
Конечно, красный цвет тесно связан с огненным символизмом бога Рода и Грозы. Здесь можно построить такую цепочку – «родрый» («красный»), «рдеть» («краснеть»), «рудый» («рыжий», «красный»), «руда» (диалектное обозначение крови) - «родриа» («молния») – «род» (словом, имеющим около двух десятков значений, среди которых есть и «огненные»). Далее, от слов с корнями «рус-рос» и «руд-род» надо провести соединительную линию к словам «рота» и «ряд», чьи значения сводятся к теме «порядка», «упорядочения». Так, слово «рота» означало «клятву», «договор», ну а «ряд», как очевидно любому и сразу, означал «порядок». Основа «рта» («рд») позволяет сопоставить соответствующую славяно-русскую терминологию с индоевропейской. Здесь нужно вспомнить об индоарийском слове «рита» (ср. с «рота»), употребляющемся для обозначения универсального космического Закона, а также о древнеиранском «арта» (замена «ар» – «ра»), которое употреблялось в том же значении. (Последнее слово немедленно заставляет вспомнить об артеле, представлявшей собой хозяйственное объединение на основе корпоративного договора - http://zavtra.ru/blogs/artel). Арабские авторы говорили о наличии трех территорий расселения восточных славян – Куяве (Киевской земле), Славии (Новгородско-Ладожской земле) и Артании. Последнюю многие исследователи отождествляют со знаменитым «островом русов», Русией. Необходимо еще и вспомнить о том, что русы (росы) именовались также и «ротальцами», а Никоновская летопись дает совсем оригинальную форму интересующего нас этнонима – «родии». Гроза, таким образом, как бы связывается с Порядком, причем в наборе слов, связанных с русскостью, с кровью, с родом.
Эта родная этимология уходит вглубь веков. В состав Римской империи входила провинция Ретия (Реция) – самая западная из всех римско-дунайских. Её населяли ретийцы, которых считают родственными расенам. А расены – самоназвание этрусков. В Западных и Центральных Альпах обитали реты, чей алфавит близок к этрусскому (его даже именуют «северноэтрусским»). Страбон связывает ретов с винделиками.
Да вот и в составе Ретии находилась Винделиция (Винделикия) - область, охватывающая северную Швейцарию и южную Германию. Название её, как очевидно, связано с этнонимом венеды – так, по сообщению, готского историка Иордана, назывались славяне до разделения на разные ветви. На востоке Ретия граничила с Нориком, где также проживали венеты. («Повесть временных лет» утверждает: «Норцы еже суть словене» и, вообще, ведёт славян из Норика.) А нориков называли ещё и таврисками, что сразу же побуждает вспомнить о черноморских таврах (кстати, «быках»!), чей этногенез также связан со славяно-русским. (Византийцы именовали русов тавроскифами.)
И вот тут очень интересная вещь. Рассмотренная выше основа «РТ» обратно прочитывается как «ТР». На ней выстраивается мощнейшая цепочка этнонимов: троянцы-треры-тирасцы-тевкры-тоурси-тиверцы. Подробнее - http://pravaya.ru/side/16346/22668
К слову, выше речь шла об этрусках-расенах. Греки называли их тирренами или тирсенами. (Отсюда и Тирренское море.) Античная традиция дает такую форму этнонима – «tursci», «tursanoi», и этот этноним заставляет вспомнить о тирсенах-турсах-тоурси-таврах. И об основе «ТР» («РТ»). (Тут ещё «всплывает и» и число «три», но это отдельный разговор.)
Вообще, всё это тесно связано с великим расселением наших предков по древней Европе, с распространением древнейших культур – Курганных захоронений и Полей погребальных урн. Последняя, вообще, распространилась на всю Европу – от Дуная до Пиренеев и Северного моря. Носители КППУ достигли даже Британии. В I тыс. до н. э. энеты-венеты-венеды населяют всю Европу. Их локализуют в Италии, Галлии и даже в Британии, где на севере Валлийского полуострова находилось поселение Венедот (Venedot). Римляне знали в Британии «землю венетов» – Виндоланд (Vindolanda, ныне Честерхолм). Географические названия на севере Европы, содержащие корни «вен», «венд», сохранились до наших дней. Таковы, например, нидерландский город Венло (Venlo) и скандинавский Вендсиссель (Vendsyssel). Геродот повествует о венетах, живущих в Иллирике по нижнему течению Дуная. А в верховьях этой великой реки обитали винделики. На территории современных Австрии и Словении существовала уже упомянутая страна Норик (иначе – Винделика), в которой жили венеты. Нужно также вспомнить и название столицы Австрии – Вены, которое также произошло от венетов. В древности этот город именовался Виндебоной. А Помпоний Мела именовал нынешнее Боденское озеро (на границе Германии, Швейцарии и Австрии) Venetus lacus, то есть «Озером венетов». В какой-то период времени Европа была по преимуществу венетской, ибо венеты жили практически повсеместно. Снорри Стурулсон в «Круге земном» утверждает, что Танаксвиль (Дон) разделяет части света. К востоку от него находится Азия, а к западу – земля, которую «некоторые называют Европой, а некоторые Энеей». Любопытно сопоставить все это с данными вышецитированного Прокопия Кесарийского, утверждавшего, что славян зовут «спорами», то есть «рассеянными». В самом деле, наши далекие предки – венеты – были «рассеяны» на огромных пространствах от Дона до Атлантики.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments