Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

Рахманы - поданные Агни

В славянских и румынских сказаниях, в разных литературных памятниках («Слово о Рахманах», «Хождение Зосимы к Рахманам») описывается некий чудесный народ рахманов, живущий в Стране Блаженных. Рахманы – праведники, постоянно славящие Господа, у них нет ни печалей, ни страданий и т. д. Перед нами страна Золотого Века, которую следует отождествить с Гипербореей – сами гипербореи весьма напоминают рахманов, ибо живут в таком же прекрасном царстве. Именно об этой стране писал Святой Василий Калика, когда утверждал существование земного рая, находящегося на Севере и сокрытого от глаз людей. (Ср. с утверждением Пиндара: «Ни сушей, ни морем не найдёшь ты дорогу в Гиперборею».)
Рахманы – это гипербореи, которые остались на Севере даже после крушения самой Гипербореи, которая пережила инволюцию и Раскол (на собственно гипербореев и атлантов). Однако, наиболее праведные остались и живут в некоем сакральном, райском пространстве, сокрытом под толщей льда. При этом сам лёд обладает важнейшим символизмом. Он символически выражает усмирение хаоса вод, ведь изначальный хаос описывается как некие первобытные «воды»: «Земля была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водой». Таким образом, ледяной покров как бы отделяет Страну Блаженных от хаоса нашего мира, подверженного тлению и распаду.
Какова же этимология слова «рахман»? Часто всё тянут к брахманам, но тут видится всё-таки некая натяжка. Представляется оправданным обратиться к такому персонажу славянской традиции, как Страх-Рах, под которым понимается одушевленный суховей, огненный ветер. В русских заговорах есть такое обращение: «Создай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихорев; ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленые травы, быстрые реки; итак бы сушилась, крушилась обо мне (имя рек) раба...».
Понятно, что перед нами уже некий выродившийся образ, низведенный до уровня вредоносной природной силы (хотя и персонифицированной). Изначально же это бог Огня, которого индоарии почитали под именем Агни. И они же отождествляли его с Вайшванарой – «Всечеловеком», «Чакравартином». Это Царь Мира, некий сверхличностный принцип, бытийный полюс нашей вселенной, архетип всего человечества. И показательно, что в русских сказках Огонь - тоже Царь, который сражается со Змеем - Змиуланом. (О Царе Мира и первом Царе земном в контексте русской Троичности.)
Сам Агни назывался «семипламенным». Но и Страх-Рах создает именно семьдесят семь ветров. А число семь означает единство трех (небесного, земного и подземного миров) и четырех (сторон света).
«Сложение же трех и четырех дает семь. Да, семь звезд Полярной Медведицы. Семь Великих Риши, родившихся из ума Брахмы. Семь Амеша-Спенту – «бессмертных святых» иранской традиции. Семь северно-иранских, скифско-номадических божеств. Семь богов пантеона Владимира Святославовича. А еще семь – число Аполлона Гиперборейского. И балтийские славяне поклонялись семиглавому Ругевиту. Очевидно, что это число символизирует сочетание земной горизонтали и небесной вертикали. Три и Четыре, Четыре и Три – единство Неба и Земли».
Понятно, что Царь Мира, семипламенный Агни-Огонь, Страх-Рах просто обязан находиться в центре этого семиричного всеединства. А праведные Рах-маны – его поданные. Они живут вверху Сокровенного Царства, а в его низу находятся заточённые зверолюди – «чудь-чудовища» (http://a-eliseev.livejournal.com/1851012.html, см. также - http://a-eliseev.livejournal.com/1881262.html), которых стережёт Грозный Старец на Черной горе – Кощей, Свято-гор, первый царь и первый убитый человек (http://a-eliseev.livejournal.com/1871388.html).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments