«Жили паны в укрепленных замках... Эти здания имели огромные железные ворота, которые затворялись в определенное время как в том, так и в другом замке, и притом скрип или стук ворот у одного пана всякий раз бывал слышим в замке другого пана».
«В роще этой паны похоронили себя вместе с детьми д всеми сокровищами. Для этого вырыли они здесь несколько больших ям, поставили в них столбы, утвердили на них слабую крышу, собрались в ямы со всеми ценностями и детьми и поручили рыть землю на крышу до тех пор, пока она провалилась и своею тяжестью придавила их там».
Получается образ этаких сверхпродвинутых элитариев, живущих в гигантских замках. Наверное, и сами – великаны. Но, главное, что они закопали себя под землю, ушли туда. Как и некая «чудь белоглазая», которая также ушла под землю. Под ней следует понимать не какой-то конкретный этнос, но некое древнейшее сообщество людей, которые, в ходе различных черномагических экспериментов, достигли онтологического дна, встали на самый порог инферно. Это, действительно, зверолюди.
Впервые такие существа возникли ещё в допотопные времена, это - потомство переродившихся «Стражей». Уже после потопа «чудь» (люди-чудовища) сразилась с войсками Белого Царя (очевидно, это было Время Героев, о котором поведал Гесиод) и потерпели поражения. Они оказались заключены под землей, где обитают на нижнем этаже Сокровенного Царства, ожидая Конца Времен и выхода на поверхность в качестве эсхатологических орд Гогов и Магогов.
Чудь ушла под землю, но от неё осталась мощная черномагическая, оккультная контр-традиция, во многом основанная на магии крови. В связи с этим весьма любопытны конспирологические представления Грасе д’Орсе, согласно которому силы контр-традиции (орден Квинты) являются элитарными жителями Башен, противостоящими «труженникам». О черномагических Башнях, в которых обитают «святые сатаны» («авлия эш шайтан») пишет и Рене Генон. Конечно, на ум сразу приходят вышеупомянутые паны.
Тут очень важен символизм Вавилонской башни, некоего сооружения, направленно вертикально, вроде как бы в высь, но не в ту высь, в которую нужно. Это область «верхних вод», она верхняя по отношению к «нижним водам» – первобытному недобытию (хаосу), когда «земля была безвидна и пустынна, и Дух Божий носился над водой». Это – Навь, Аид, Хель, мир теней и призрачного, обманного света (астрала), в котором и являются демоны, выдающие себя за ангелов. Туда, в своё время, и устремились «Стражи», ошибочно признавшие это место за некую высшую точку. (При этом, ложно устремленный адепт как бы застревает между Небом и Землей.) На этом стремлении и основана магия Капитала – к слову, паны северных сказаний были зациклены на собирании сокровищ, им принадлежали богатейшие клады.
Безусловно, прямыми наследниками Панов являются «черные роды» тех аристократов, которые даже и после формального принятия христианства, продолжали практиковать темную, вампирическую магию крови.
А образами панских замков являются небоскрёбы.