Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

О недостоинстве

П. Калитин. «Но тут мы должны еще раз вспомнить догматическую особенность православия: благодать приходит как тать в нощи, приходит не по заслугам. Знаменитое «око за око, заслуга за заслугу», если перейти к примеру со святым Исаакием, никакого отношения не имела к православному менталитету, к православной нравственности. Главный закон нравственности, который каждый из нас считает незыблемым, это именно закон благодарности: если студент хорошо учится, почему бы ему не поставить автомат. Когда ребенок – послушный сын, послушная дочь, и почему бы родителям, любой родитель будет считать нормальным совершенно ребенка наградить, какой-то дорогой подарок ему подарить? На этом католический принцип индульгенции построен. Если заслуга может быть оценена, то значит, её можно купить. И если посмотрим жития и других наших преподобных святых, даже князей благоверных, какие-то варианты еще святости православной, там везде идет эта тенденция: даже имея заслуги, тем более их не учитывать, тем более считать себя грешником и тем более считать себя рабом Божиим. Это не парадокс, это именно православная специфика, это была, в общем-то, формула жизни». («Юродство как проект русской интеллигентности»)
Собственно, в этом и заключается суть капитализма, который представляет собой особое, мистическое отношение к реальности. Всё в мире имеет свою цену, всё можно купить и продать, главное только знать - как. Человек может быть достоин многого и даже всего. И тут показательно само слово «достоинство». Быть достойным, значит, стоить чего-то (показательно выражение – «монета достоинством»). И если ты чего-то стоишь, то можешь потратить часть себя и получить требуемое. Отсюда соблазн повысить свою стоимость настолько, чтобы купить вообще всё, стать физически бессмертным и космическим могущественным «богом». Собственно, огромнейшие, воистину космические капиталы сколачиваются именно с этой целью. (И сам Капитал возрастает на Магии.)
Но можно пойти и другим путем. Признать, что ты, вообще, не достоин ничего. Ты ничего не стоишь. Сие может показаться чем-то жутко унизительным, и, конечно, современного человека такой подход покоробит. Даже если он и не особо подвержен гордыне и относительно трезво оценивает собственные способности. Но это с одной стороны, а можно ведь поглядеть и с другой. Если ты ничего не стоишь, то ты бесценен. И никто не может тебя купить. Один лишь над тобой – Абсолют. И признавая себя Его рабом, ты отрицаешь других хозяев. Причем, в оптике Православия «раб Божий» призван стать и «сыном Божьим» – по «усыновлению», по благодати, соединившись с энергиями Божественной сущности, но не с самой сущностью. И данные благодатные энергии нельзя заслужить, какие бы усилия не приложил человек. Творец может только подарить их, дать их, отсюда и благо-дать. Но не вознаградить, то есть, по сути, купить. Ибо любая награда это, собственно, купля-продажа. Тем не менее, усилия прилагать надо, ибо заслужить благо невозможно, его надо заслуживать. Примерно также нельзя достичь идеала в этом мире, сие надо понимать, но одновременно надо действовать так, как будто бы его достичь можно – этакая антиномия. И вот только тогда можно действительно создать нечто, символически выражающее настоящий, потусторонний Идеал.
Кстати, о символах. Личностный Абсолют имеет и свой земной символ в лице Монарха, Царя, обладающего небесным мандатом. О наличии такого мандата свидетельствует принадлежность к священному Царскому Роду – рождение здесь является словом о правителе, сказанным сверху, указанием на того, кто должен править. Такой Правитель символически выражает Абсолют, реально содержит его в себе, но не является ему тождественным. Перед его лицом всякое достоинство уходит на второй план. Необходимо служить ему также, как Творцу, не требуя награды (хотя и не отказываясь от неё). Иначе – опять же отношения купли-продажи, когда от правителя ждут какого-либо вознаграждения – для себя или для всех, суть уже не важно. А в условиях западной демократии от правителя ждут некоей «платы», но и сам он воспринимается как некий наемный служащий, которому все платят вознаграждение. Воистину – апофеоз купли-продажи, апофеоз торгового строя! Всё и вся имеет свою цену, всё покупается и продаётся, более того все должны и покупать, и продавать.
Часто сокрушаются, что у нас, дескать, нет такого чувства достоинства, как у европейца, вообще, человека западной культуры. Да, и сие как раз потому, что русский человек острейшим образом ощущал «ничтожество» человека по отношению к Творцу. Точнее, даже так – его «относительность» Абсолютному. Но именно это открывало ему всю бесценность его статуса – как творения Божия, созданного по образу и подобию самого Абсолюта. И юродство – высшая степень осознания этого бесценного недо-стои-нства, не-стоимости.
Что очень важно – осознание всей своей «ничтожности» и «относительности» не предполагает отчуждение от Бога, оно как раз свойственно индивидууму, который набивает себе цену и ставит себя в центр всего как «бога». Напротив, человек надеется на совершенно незаслуженный дар Божий, на усыновление самим Творцом, на обожение. И в центре «социума» он ставит Царя - Символ, Образ Христа («Икону Логоса»). Здесь также осознаётся собственная бес-ценность перед Лицом того, кто символически выражает сам Абсолют. Современное сознание воспринимает это как унижение в нашем, обыденном понимании. На самом деле, человеку при этом сообщается некий дар, сообщаемый тем, кто является особым носителем благо-дати (собственно, «харизмы», в изначальном смысле слова). Отрекаясь от своего до-стоин-ства, человек обретает нечто гораздо большее.
Subscribe

  • Сальвадор Альенде

    Действительно, герой. Взял автомат - и сражался до конца. Все праволевые "герои" меркнут перед ним. Я почитаю Сальвадора как мученика. Как героя,…

  • Макрон и анти-Система

    https://rossaprimavera.ru/news/ffa68626 «Выступая на американском телевидении, французский президент заявил, что для борьбы с расизмом нужно…

  • Сталин и территориальные нарезки

    Теперь, маленько, вступлю в полемику с «антисоветчиками» из национально-патриотического лагеря. По поводу Сталина. Дескать, почему он раздавал…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments