Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

Ерусланы

На Руси, в своё время, была очень популярна сказка о богатыре Еруслане Лазаревиче. Был он сыном князя Лазаря и племянником царя Киркоуса. И пришлось ему покинуть родной край потому, что он обладал такой силищей, что ненароком увечил своих сверстников. Еруслан поселился в тереме на берегу синего моря, и там грустил – потому, что никак не мог подобрать себе коня. Ибо ни один конь не носил богатыря такой мощи.
А теперь вот, пожалуйста, сирийский автор Псевдо-Захарий Ритор (5-6 в.): «Народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей». Ерос-Еруслан, тождество очевидно.
Речь тут идёт о каких-то росах (еросах), проживающих, скорее всего, в Приазовье, ведь их локализуют рядом с амазонками, которые связаны с Меотидой. А имя Еруслан указывает на этнический симбиоз росов и аланов, в результате которого возникло этнополитическое образование роксоланов (росаланов). Его принято считать иранским, но тут, скорее всего, имел место славяно-иранский союз. К слову, в 16-17 вв. русских неоднократно отождествляли с роксоланами. Поэтому, кем бы они не были, но их участие в образовании «древнерусской народности» сомнению не подлежит.
В сказочной повести о Еруслане описываются усобицы разных правителей и богатырей. Скорее всего, речь здесь идёт о «разборках» между различными этнополитическими образования. Сам Еруслан сражается с неким русским богатырем Иваном, но потом они мирятся и становятся братьями. Иван, как представляется, символизирует собой полянское Приднепровье, где вокруг Киева возникнет мощное государственно-политическое образование, известное как Киевская (Древняя) Русь. И в создании Киевской державы активное участие приняли еросы-ерусланы, не случайно же «Повесть временных лет» сообщает: «поляне, ноне зовомые русь».
Весьма интересен образ некоего богатыря Ивашки, который охранял какие-то «индийские границы». Можно предположить, что сказка имеет ввиду «реликтовых» индоарийцев, о которых много и содержательно писал академик О. Н. Трубачев («Indoarica в Северном Причерноморье»). Эти индоарии могли враждовать со славянами, славяно-иранцами (ерусланами) и иранцами. Решался вопрос о том, кто соберет вновь земли Великой Скифии, которая пала под натиском сарматских орд. Об этой вражде сохранили память русские былины, которые рассказывают о походе князя Волха на «Индейское царство». Это, несомненно, земля причерноморских индоариев. Последние были побеждены, но при этом Волх переженил своих молодых дружинников на тамошних девушках. Речь явно идёт о родственных народах, чье единство было порушено, но потом восстанавливалось – и не только мечом. Славяне, иранцы, индоарии – всё это народы зоны «Сатэм» (Восточная Индоевропа; зона «Кентум» - германцы, кельты и другие европейцы). Некогда они были едины, и единый народ создавал в древности великие протоскифские (и проторусские) империи.
Еруслан убивает Ивашко, но сам поселяется в Индийском царстве по разрешению тамошнего царя (в награду за избавление от чудовища). Вот так сказка отражала реалии древней истории – времен, предшествующих образованию великой Киевской державы.
Сложно пока идентифицировать коварного царя Данилу Белого, который пленил Киркоуса и его приближенных. Возможно, тут имеются ввиду готы, с которыми сражались росомоны («народ Рос») – те же самые ерусланы (росаланы).
В сказке есть и мощнейший религиозно-мистический пласт. Конечно, он будет поднят. Но это тема отдельного разговора.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments