Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Category:

Иван крестьянский сын

Этот интереснейший «персонаж» - одна из ипостасей сказочного Ивана, которая выражает некие метасоциальные реалии. Он служит царю, убивает трех змеев (чудо-юд) и женится на царской дочери. То есть, сам обретает царское достоинство, становится Царём. В этом указание на особую миссию «третьей касты» и «третьего сына» – «и последние станут первыми».
Иван побеждает чудо-юд, которые вторгаются из Нави, перебираясь через огненную навью реку Смородину. Это образ Змея, Демиурга, «Робота». Этот Змей обитает на самой границе между нашим миром и миром теней, "тонких форм", но он же, в известном смысле и является этой границей, как и периферией нашего мира. Змей, обвивающий, опоясывающий мир, Мидгард - Ермунганд.
И, кстати, Иванов подвиг очень похож на подвиг Геракла, сразившего Лернейскую гидру, охранявшую вход в Аид. И проблемы с отрастающими головами – здесь те же самые. Но образ ещё более полон – Иван перебирается через огненную реку Смородину, проникает в Аид-Навь, узнает коварные замыслы матери-змеихи и её снох. Это позволяет ему убить родню Змея, полностью уничтожить весь змеиный род. Тут налицо ориентация на полную и тотальную Победу над Змеем.
При этом, Иван идёт на некую «военно-революционную» хитрость. Он, с друзьями, похищает царскую дочь – с тем, чтобы вернуть самому Царю его чудесного коня. А дочь возвращается без проблем. Возможно, тут аллюзия - для возвращения Царю атрибутов его утерянного могущества нужно что-то царское и «похитить» - выступить в роли революционного вождя (заместителя царя), возвращающего ему трон – как кузнец Кава-Кова иранской традиции (в этом, конечно, некая опасность и соблазн). Или вот такое прочтение – стать революционером против революции (узурпации).
Очевидно, что некогда в древности такая консервативная революция имела место. Победа Ивана, Ковы, Геракла (над Гидрой, и змеепсом Кербером) указание и на будущее, и на прошлое. Судя по всему, век героев Гесиода, эта величественная синкопа инволюции, как раз и начался после древней, победоносной Революции. Тогда был возрожден (насколько это возможно) Золотой Век, возродилась Гиперборея – как «индоевропейская» Ариана, страна ариев-героев («ар»-«яр»-«ер»).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment