Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Category:

«Двойственный» Геракл

Для этого великого героя характерна очень сильная двойственность. Как, впрочем, и для всей эллинской традиции. Действительно, с одной стороны – четко выраженное многобожие, центральным моментом которой является инверсия Зевса (в данном постинге – ссылки на др. «греческие» тексты). С другой - настойчивые философские поиски Единого в платонизме и неоплатонизме, которые, однако, не «дотягивают» до систем, созданных восточными индоевропейцами (в частности, и славянами). Здесь западноатлантическа линия «Кентум» пересеклась с восточноарийской линий «Сатэм», породив впечатляющую противоречивость. (При этом, такое противоречивости нет в скандинавской традиции.)
Внимательно посмотрим на подвиги Геракла. Он выступил против змеепса Кербера и победил его. Но, в то же самое время, он, Кербер, был отпущен назад – в подземелье. Здесь налицо двойственность не только эллинской традиции, сколько всего западного индоевропейства. Для Запада выступление против Змея, Робота, «Демиурга» оказалось непоследовательной, а Победа сильно усеченной, минимизированной. Что и отразилось на всем последующем его генезисе.
Геракл отправился далеко на Запад, в океан с целью доставить коров Гериона. Это можно расценить как попытку проникнуть в суть западной, атлантической традиции, взяв оттуда некие смыслы. Но при этом Геракл берёт своё силой, он убивает Гериона – к слову, монстра, имеющего три головы (очень «змеиный» образ). Получается именно здесь и вызов западной традиции.
Любопытно, что возвращаясь обратно, Геракл оказывается в Скифии. То есть, символизм здесь очевиден – сначала герой отправляется куда-то далеко на запад, в сторону Атлантиды. Потом, далеко на восток, в земли Скифии, которая возрождала нордические реалии Гипербореи. Там победитель змеепса вступил в связь со змеедевой. Это очень тревожный символизм – как видно, Геракл соприкоснулся с неким змеиным (западным) течением внутри скифско-гиперборейской традиции. Что же до скифов, то это одна из этногенетических легенд, касавшаяся какой-то их части (в состав Скифии входили славяне, северные иранцы и др. народы.) Согласно другой, намного более аутентичной легенды, скифы возникли от Таргитая, в правление которого с неба упали священные предметы. Среди них был плуг, что указывает на земледелие и скифов-земледельцев (пахарей) – сколотов, праславян. А вот под детьми змеедевы, скорее всего, имеются ввиду «женоуправляемые» сарматы, сыгравшие важную роль в разрушении великого Скифского царства. Причем, их предательское выступление было практически синхронно восточной экспансии галлов, чья традиция («кельтизм») весьма близка к традиции атлантической.
Обратим внимание, что Геракл посещает и земли гипербореев – 1) во время охоты на керинейскую лань и 2) в поисках золотых яблок Гесперид. Здесь, примерно, как и с путешествием на Запад. Тоже проникновение в суть более древней традиции (изначальной, гиперборейской), заимствование её смыслов. Но, опять-таки, всё сопровождается убийством (лани) и обманом (Атласа, держащего небо.) То есть, и тут всё крайне неоднозначно. Причем, Геракл идёт за северными яблоками «через» южный Египет, чья традиция тоже близка к атлантической.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments