Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

День знаний, воспоминаний и терзаний

Сегодня вся лента в переживаниях о том, как в лом было в школу идти 1 сентября. «Казарма», «каторга» и т. д. Ну, в общем, да. Но только ли школа? Разве не воспринимают работу как каторгу? Да ещё и сходство слов «работа» и «рабство». Тоже обязаловка, но уже вроде как под знаменем свободы. Дескать, ты уже взрослый, ты свободен. Но ты всё равно должен трудиться, зарабатывая копеечку – как и сколько тебе скажут. И для тебя наступает новая напасть - ответственность.
Тут аналогия с рабовладением и капитализмом. При рабовладении «человек подчиненный» - он кто? Ребёнок (ну, снова сравним снова со словом раб), он ничего своего не имеет, им распоряжаются открыто. Но его и снабжают всем – только делай, что обязан, и не получишь по заднице, а будешь сыт-обут. Никакой особой ответственности, что и является (давайте честно) главным предметом обожания нами своего детства рабского - «голоногого».
А вот, когда ты подрос – то это уже капитализм. Тебя отпустили на волю, но заставили заРАБатывать денежку, платить ею за жизнь. У тебя до кучи самой разной ответственности. И вроде ты свободен, но трудишься как раб - и минуты считаешь до обеденного перерыва - и дни до отпуска. Ну как зек, примерно дни до освобождения (или солдат до дембеля). Только у тебя есть свобода маневра, которая налагает на тебя же и особую ответственность. Да, оно самое, экономическое принуждение – вместо внеэкономического. Но от этого и более изощренное, ведущее к разным диким неврозам, коллизиям, изгибам восприятия современной действительности. В конечном итоге, к страшным кризисам и катаклизмам.
Тут вот многие пишут, что «институт», «вуз» был совершенно приятным временем, в сравнении со школой, которая «фи-казарма». Безусловно, это такой буфер для избранных, кто сразу со школы-«каторги» попадает не в «каторжные» структуры – армейские, конторские, заводские (а то и в проститутские, уж извините). Он, пользуясь своим либо интеллектом, либо связями (а иногда и то, и другое) временно получает свободу (под присмотром, само собой). Относительную, конечно. Ты уже не рабёнок, но ещё и не рабочий, ты юное трогательное (и одарённое! – взаправду или по «определению») существо, застывшее где-то между двумя стратами – «рабовладельческой» и «капиталистической». Тебе можно что-то прощать, как-то помогать особо, ведь ты «ещё мальчик/девочка», тебе извинительно – ну да и разве «все мы не были молодыми»? Но уже и ведь не мальчик или девочка, всё созрело уже ого как.
Ну, а потом снова «туда», но уже с опытом «хорошего». А этот опыт необходим, чтобы интеллектуальная верхушка не впадала в депрессию – излишнюю. Да и другим бывшим рабёнкам – рабочим, не давала утонуть в депрессии. «Стюденты – веселые люди, хоть и маменьки сынки». Вообще, система образования, зачастую, главным назначением имеет это самое – как следует подготовить к «каторге-казарме». Не только, конечно, обществу нужен и интеллект.
Это, други, скажу я банальность, любое следствие того черного рока, фатума, что зовётся «необходимостью». Это отчуждение, которое царит везде. Работник отчужден от средств производства, человек от Господа и сотворенной им природы, и т. д. и т. п. Даже и «магнаты капитала», эти, вроде бы несомненные и заоблачные господа нашей с вами «рабско-рабочей» жизни, служат - своим Капиталам, да и заискивают перед нами же, тратя часть своей «психической», «душевной» энергии в изобретении разных смыслов, мемов и технологий, призванных убедить нас в том, что мы правим. Но и они безумно устали от этого, готовят «железную пяту», чтобы прямо господствовать над «рабами». Но вот тут-то и выявится вся бездна обмана, как - и конечного бессилия.
А Правда – там, на небушке, по ту сторону. Там, в Абсолюте, и приобретёшь абсолютную свободу. А здесь возможен традиционалистский и народный социализм, где максимально (но не абсолютно) преодолено отчуждение от Бога, власти и собственности. Тогда необходимость станет на грань свободы, подневольная работа – на грань творческого труда, а сам человек станет, по максимуму, «играющим», наслаждающимся творческой деятельностью, как можно более уподобленным Творцу.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments