Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

Миг, Мгновения и осколки

Всем известно состояние дежавю, когда мы внезапно переживает нечто, которые уже якобы случилось. Этому феномену давались многие объяснения, причем они сводились к «психофизиологии». (Показательно, что данное состояние нельзя вызвать искусственным путём, поэтому исследования в данной области крайне затруднены.) Однако, тут имеет место самая, что ни на есть, глубинная «онтология» («бытийность»). Человек переживает не то, что было или то, что ему кажется некогда бывшим. Он переживает то, что есть, причем есть, по-настоящему реально и существует на «самом-самом» деле. Он видит (ведает) некий Миг, который является воистину и полностью бытийным. Это потому и кажется бывшим, что тут нет разницы между прошлым и настоящим (да и будущим). Это нечто, стоящее над временами. Это – Время, понимаемое как бытийный полюс нашей вселенной.
Сама вселенная взорвана и расколота, и её Пространство есть совокупность осколков. В принципе, она уже погибла, её нет. И отсюда, собственно, представления о реальности как об иллюзии, возникшее на арийском Востоке. При этом, надо иметь ввиду, что иллюзия не есть нечто кажущееся, как мы привыкли считать. Точнее сказать так - кажущееся очень даже реально. Мы, вообще, привыкли легковесно относиться ко многим вещам, которые кажутся нам абстрактными. (На самом деле, очень легковесны мы сами, точнее, наше мышление.) Например, символ представляется нами как некая картинка, всего лишь указывающая на то, что она изображает. Но символ полностью содержит в себе символизируемое, и это надо понимать буквально. (Кстати, сие касается даже самой обычной детской картинки – например, какой-нибудь намалёванной козявки - отсюда и «магизм» любого искусства.)
Так вот, по-настоящему реален только Миг, который постоянно ускользает от нашего взора и понимания (которое есть тот же самый взор), и только иногда предстаёт во всей своей полноте в этом самом дежавю. Поэтому всё остальное – нереально, но – именно в сравнении с этим самым Мигом. А можно сказать и так – какая-то реальность всего того, что мы видим, возможна только благодаря Мигу. Он как бы собирает разные осколки и помещает их в особые сосуды – мгновения. (В одном из своих очерков я сравнил такие сосуды с медицинскими камерами поддержания, только там видимая реальность и может выжить.) Таких Мгновений бесконечное множество и, действительно, «свистят они как пули у виска», ибо всё-таки не убивают реальность, но пролетают мимо.
По-настоящему реально только Время, хотя мы его и не видим. Наше чувственное восприятие схватывает только Пространство. В самом деле, представьте себе что-то временнОе, какое-то событие. И вам представится некая пространственная картинка – сад, дом, поле, дождь, снег и т. д. Причем, этой картинки ведь уже нет, она только в вашем представлении. Все события переживаются человеком как образы пространства. А само пространство подвержено тлену, гибели и разрушению.
Время скрывается внутри Пространства. А также и внутри его образов, которые мы считаем Временем. Причем, само Пространство расколото, распадается на много разных частей. А Время едино, причем это не единство, понимаемое как совокупность каких-то частностей. Это единство одной единственной вещи. Более того, это единый Субъект, который радикально отличен от разделенного Объекта, от расколотой объективной реальности. (Отсюда и представления о Царе Мира, Вайшванаре, Калачакре и др.) Это – один-единственный Миг, который создает Мгновения – сосуды, хранящие бытийность нашей взорвавшейся вселенной. Он пронизывает всю нашу вселенную, нанизывая на неё «бесконечное» множество Мгновений. И этот Миг скрыт от нас (точнее, нашего чувственного восприятия) бесконечным же множеством осколков, затмевающих его.
Человек находится между Мигом и осколками. Он может быть ближе к Мигу, а может быть ближе к осколкам. Например, если человек выступает за власть Одного, за монархию, то он ближе к Мигу. А если он за власть множества («демократию»), то ближе к осколкам. И так далее, и тому подобное. Состоянием, близким к идеальному, является такое, когда человек выступает как часть Мига – при этом сама часть не разделяет целого, но выражает его полностью, целое же не растворяет часть. Сам же Миг, по сути, есть архетип человеческого.
Вспомним слова из ещё одной хорошей песни. «Есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Тут надо правильно расставить акценты. Не жизнь – это миг, но именно Миг – это Жизнь. За него и надо держаться.
ЗЫ. Обращу внимание, что все вышеприведенные «расклады» касаются имманентной реальности. Миг – ни в коем случае не божество. Бог (христианская Троица) – «трансцедентен», хотя его нетварные энергии и «пронизывают» наш мир.
Subscribe

  • На пути к расколу

    Недавно уже приходилось обращать внимание на центробежные процессы в США. («Размежевание по-американски» -…

  • К вопросу о прародине

    Всё-таки не могу понять, как могла возникнуть дунайская теория происхождения славян. Ведь в «Повести временных лет» чётко написано. «По разрушении же…

  • Да, забыл упомянуть о событии. Вышла в свет книга.

    Рекомендую. Виталий Аверьянов. Игорь Шнуренко. Михаил Делягин. Максим Калашников. Елена Ларина. Сергей Баранов. «Трансгуманизм: цифровой левиафан и…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments