Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

Киммериец Святогор

А. Б. Гуларян «Историческая география древнерусского эпоса»
Весьма интересная этногенетическая расшифровка русского былинного эпоса. Меня, более всего, заинтересовал вопрос о Святогоре. Автор замечает: «Так кто такой Святогор? Какой древний народ, какое государство он представляет? Можно предположить, во первых, что этот народ много старше славян, раз Илья Муромец при Святогоре находится на положении младшего брата; во вторых, что речь все же идет о родственниках славян, индоевропейцах. А географическая привязка к святым Араратским горам наводит на мысль, что Святогор может быть ваном (Ванское царство, Виатна - самоназвание Урарту) или неситом (самоназвание хеттов, по имени их первой столицы), поскольку Хеттская держава располагалась рядом с Араратом, на Анатолийском нагорье Малой Азии… Интересно следующее наблюдение за текстом былины: путь Святогора и Ильи Муромца от Арарата к Елеонской горе лежит точно на юг. Но именно сюда, в район восточного побережья Средиземного моря совершали свои походы хетты в эпоху Нового Хеттского царства (1450-1200 гг. до н.э.)».
Не отрицаю оба варианта – вообще, в эпосе бывает множество разных слоёв, которые накладываются друг на друга. Но я бы всё-таки копнул и в другом направлении. Тут надо бы вспомнить о «народах моря» (НМ), которые тоже воевали с Египтом и были теснейшим образом связаны со Средиземноморьем. Они же, кстати, разгромили Новое Хеттское царство. С Египтом НМ воевали в 13 веке, тогда же, по данным Павла Оросия (4-5 вв.) была война египтян и неких «скифов». Очевидно, что НМ родом из скифских земель, оттуда и началась их экспансия. Тогда в «Скифии» (пространство родственных культур, берущих начало со Среднестоговской - 5-4 тыс. до н. э.) господствовали киммерийцы (гимирр, гомарейцы). Любопытно, что в Ветхом Завете Гомер – старший сын Иафета, от него и происходит Аскеназ, прародитель собственно скифов (славян и иранцев). Киммерийцы старше, как Святогор старше Ильи.
Среди НМ – «турша», в античной традиции - «tursci», «tursanoi», римляне звали их тусками, а эллины тирренами/тирсенами (собственно, это и есть этруски, см. «Расенская империя и римский империализм»). Основа tr выводит нас на киммерийцев и фракийцев. Иосиф Флавий приводит самоназвание последних – тирасийцы. Сразу же вспоминается Тирас (Днестр, отсюда и Тирасполь). Отсюда и произошёл исход киммерийцев, о котором сообщает Геродот. Кстати, в греческих источниках киммерийцев и фракийцев частенько отождествляют.
Есть и ещё одна очень интересная линия. В «Младшей Эдде», в связи с Троей, упоминается выходец из Фракии - Трор, он же Тор (опять основа tr!), причем, указывается, что он старше и самого Одина. То есть, «нарушается» привычная нам иерархия. Скандинавские боги – асы и ваны. Снорри Стурулсон сообщает о том, что река Танаксвиль (Дон, Танаис) разделяет Азию (Асию) от Европы, которую именуют ещё Энеей (Энетией, Венетией). Асы и ваны вышли с Танаксвиля. Скандинавская традиция сообщает об иранцах (ясах) и славянах (венетах). И Трор старше как асов, так и ванов, причем его имя можно этимологически связать с великанами-турсами, под которыми скандинавы понимали народ, ещё более древний, чем иранцы-асы и славяне-ваны.
Или вот еще – славяне-сколоты (скифы-земледельцы, пахари) произошли от Колаксая, чьим отцом был Таргитай (опять-таки, основа tr). Всё указывает на киммерийцев-фракийцев-тирасийцев как на этнополитическое образование. Одно время подчинявших собственно скифов – славян и иранцев. Можно даже предположить, что сами киммерийцы были предками скифов, точнее даже так – речь идет о едином этносе, существовавшем еще до появления славян, иранцев и индоариев. Они «отделились», если так можно выразиться, от киммерийцев, враждовали с ними, но и союзничали (походы НМ). Как и Илья со Святогором. Потом киммерийцы были вытеснены славянами и иранцами, началась эпоха собственно Скифии – http://www.pravaya.ru/side/16346/22516">той, которую знал Геродот.
В былинах Илья получает силу Святогора, но всю, её «полнота» может погубить русского богатыря. И он отказывается лизать кровавую пену своего «старшего брата». Здесь, как представляется, указание на некий древний культ, связанный с магией крови. В «Слове об идолах» (12 век) сообщается о том, что наши предки сначала «клали требы упырям и берегыням», а потом «начали трапезу ставити Роду и рожаницам». Поклонение «упырям» - это почитание неких великих супергероев, гиперкшатриев – совершенно беспощадных, черпающих силу в крови людей (поверженных врагов, и не только). Очевидно, он был распространен в киммерийские времена, потом его изжили, утвердив культ грозового бога Рода (сам Илья связан с Грозой). Наступили времена славянского монотеизма.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments