Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

Иранская традиция и кризис Тотального Субъекта

Мне уже приходилось писать о том, что языческие традиции почти всё говорят "по делу", если иметь ввиду реальность нашего космоса, космогонию. Неправда их в том, что они проецируют космические реалии на Абсолютно Иное (Творца, Господа), на трансцендентное (которое, впрочем, иммманентно, в плане своего энергийного присутствия в тварном мире). Собственно говоря, это смешение трансцендентного с имманентным, космическим и есть "язычество" (грубо говоря, "обожествление пней").
Таким образом, пользоваться данными языческих традиций можно и нужно, но только необходимо рассматривать их через призму "космогонии". Опыт подобного рассмотрения славянской традиции уже был представлен. Теперь я представляю опыт рассмотрения традиции иранской.
В "Бундахишне" и "Затрспраме" рассказывается о том, что в самом начале не было ни Земли, ни Солнца, ни планет. Было одно только "бесконечное время" (зерван акарана), где пребывали лишь благой Ахура Мазда (Ормазд) и злой Ангхро-Манью (Ахриман). Один находился вверху, в световой области, другой - внизу, во тьме. А разделяла их некая Пустота, причем злой дух не знал о благом божестве.
Ахура Мазда сотворил людей, планеты, богов, но именно как духовные сущности. И, наконец, Ангхро Манью узнал о нём и захотел сокрушить. Благой же бог предложил ему мир. От него злой дух отказался. Особо подчёркивается - отказался он только потому, что воспринял это как слабость. То есть, можно сказать, что вина за конфликт лежит и на благом божестве. Ну, а дальше последовала первая Эра Творения, во время которой Пустота превратилась в "воздух", где и находятся ныне светила, земля и т. д.
Изначальное состояние - это состояние Тотального Субъекта, Первочеловека, Антропоса, Пуруши, Имира, который был разорван, расколот в результате изначальной же Катастрофы - "Большого Взрыва". И характерно, что это изначальное состояние названо "временем". В нашей вселенной Время - это бытийный полюс, который является символом утраченного изначального единства. Иначе сказать - тем, что как бы замещает утраченное и циклически поддерживает бытийность мира. В оптике иранской традиции вместо бесконечного времени возникает время конечное (зерван даргахвадата) - и только в нём можно победить Ангхро Манью.
Сам злой дух находящийся именно во тьме - это темный зазор внутри светового Субъекта, это Змей, соблазнивший Адама и Еву. После взрыва он станет небытийным полюсом, Роботом, Големом, космическим Болваном. Это возможность Субъекта стать Объектом, которая и была реализована. Ахура Мазда сам сделал шаг навстречу Ангхроманью, предложив ему "мир" (подобно тому, как Адам принял "яблоко" от Змея). И после этой реализации, после катастрофы "Большого Взрыва" наша вселенная, бывшая Землёй-в-Раю, стала совокупностью осколков, которые и вращаются в космической Пустоте. "Воздух" иранской традиции это не атмосфера, это именно пустая космическая мгла. Это абсолютное Пространство, являющееся антитезой абсолютному Времени. Это самое Время персонифицирует сверхличностный принцип, космический Царь, Вайшванара, Калачакра, Мельхиседек, Белобог. (Представление о Царе Мира есть и в славянской традиции.) А Пространство "персонифицирует" Змей (Ермунганд), "Демиург", Робот, Голем, Чернобог. Он стремится наращивать пустоту Пространства - речь идёт о расширении вселенной, которое происходит в результате действия т. н. "темной энергии". И оно грозит уже Большим Разрывом и затуханием вселенной, обращением её в тотальную, абсолютную Пустоту.
Данные ортодоксальной иранской традиции (зороастрийской, маздеистской) дополняются данными зерванизма - традиции тоже иранской, но гетеродоксальной. Согласно ей, вначале не существовало ничего, кроме Зервана - бога времени и судьбы. (Здесь он уже наделяется чертами личностного бога.) Зерван задумал родить сына, бога-Творца, который создаст нечто в Пустоте мира (он знал, что сына будут звать Ахура Мазда). На протяжении многих веков он совершал жертвоприношения - с тем, чтобы Судьба даровала ему сына, но тот всё не появлялся. И вот тогда Зервана охватило сомнение, а от этого сомнения зародился темный Ангхро-Манью.
Что же мы видим? Зерван поклонился Судьбе (Року), признав её выше себя. Тотальный Субъект признал главенство Тотального Объекта. Или же, что скорее всего, сначала познал этот Объект, а любое познание есть, так или иначе, слияние познаваемого с познающим. Причем, на высшем онтологическом уровне это слияние наиболее действенно. Субъект слился, пусть на время и частично, с Объектом. Он стал им, превратился в него (пусть и на единый миг), и, тем самым, признал превосходство объективного над субъективным. Хватило и единого мига познания и признания - Субъект реализовал свою возможность стать Объектом. Первочеловек был расчленен и разорван, Земля-в-Раю взорвалась и разлетелась на осколки, покинула небесную родину и стала темной вселенной Пустоты, которая (Пустота) грозит стать тотальной. Таким образом Субъект реализовал объективную возможность, активировал темный зазор, "породив" Ангхро-Манью. Теперь миром стал править Рок (Судьба), объективная реальность, господствующая над расколотыми (отчужденными) субъектами. Истинно революционная задача - бросить вызов этому Року, этой объективной реальности, которая усиливается Мировым Змеем. (Славянская традиция как раз бросала вызов Судьбе - см. статью "Всепожирающий Космос. Революция против "жрецов" (гл. 5 - "Славянский вызов Року".
В той же оптике следует рассматривать и сомнение, посетившее Зервана. Само слово со-мнение подразумевает двойственность мнения, наличие как бы двух мнений. Обратившись к Объекту, став им, Субъект разделился надвое, породил двойственность как таковую, двойственную вселенную. В библейской традиции эту двойственность породил Адам, вкусив плод с Древа познания Добра и Зла, приобщившись к двум, многим ("будете как боги" - т. е. многие) - вместо того, что вкушать плоды с Древа Жизни (нетварной Вертикали), приобщаясь к Одному - одному во всех смыслах.
В дальнейшем двойственность будет продолжена уже на социальном уровне.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments