Несколько лет назад я из ностальгических чувств пересматривал этот культовый подростковый фильм. И картина гибели СССР стала для меня еще более ясной. Во-первых, фильм этот совершенно нефутуристический, хотя пафос "прекрасного далеко" вроде бы и присутствует. Но ведь вспомним картинку Москвы через сто лет. Ни одного нового здания в центре Москвы не видно. Большой театр, Кремль и т.д. В принципе из всех новинок будущего упор делается на средствах передвижения (флаеры, нуль-кабинки, немного космофлота). Такое впечатление, что создатели фильма подсознательно мечтали о том, как бы сделать ноги из тогдашней реальности, причем не ясно – то ли в коммунистическое будущее, то ли в проклятое капиталистическое прошлое (тогда еще прошлое). Получилось нечто среднее – ельцинская РФ. То есть, очевидно, что о будущем (в плане Большого Проекта) никто тогда всерьез уже не думал.
Во-вторых, похоже на то, что креаторы шедевра не осознавали никакой тревожности в окружающем их мире. Хотя налицо была тема зловещих космических пиратов. Но только вот в самом фильме они получились какими-то незловещими. Скорее комическими. Но даже не это главное. Бросается в глаза то, с какой легкостью эти два отморозка облапошивают жителей Будущего и захватывают супермощный миелофон (который, кстати, доверен малолетней девчонке). И если бы не охламон Герасимов, то быть бы Галактике под гнётом пиратов. Вот таким же беззащитным перед лицом внешних влияний и оказался тогдашний СССР, несмотря на то, что военно-технически он был готов отразить любую агрессию.