Ну, а так парламентаризм пожрёт любого революционера. Он даёт ему шанс стать депутатом, со всеми привилегиями. Корочка, зарплата, буфетик, банкетик. Так сладостно, особенно если нет никакой возможности отзыва. А вокруг тебя сразу собирается команда дружков - помощников, которые «тоже ведь боролись». И уже не только дружков, но и просто полезных людей, которые делают полезные предложения. И уже тебе кажется, что ты сам такой полезный - делаешь полезное дело. А, да, ты же революционер, ты же можешь влимонить кому-то в рыло, и это показатель твоей революционности. И это вместо прямой демократии, когда вместо крутых посредников - прямая воля. Твоей общины и твоего народа.
А вокруг даже и помощников депутата уже клубятся нужные и полезные люди. Вот так вместо малого пространства, самоуправляемого и самоорганизованного, выстраивается малая пирамидка - кирпичик одной большой Пирамиды - Системы.
Любопытно, что споры о прямой демократии приходится вести как с либералами, так и с реакционерами. У тех, и у других примерно схожая аргументация. «Невозможно-с», «утопия-с», «условия-с не созрели». Возможно, Да и созрели условия-то, г-да реакционно-либеральные близняшки. Информационное общество, Интернет, Сети. Уклад возник, это очевидно, теперь можно, в принципе, устраивать частые интернет голосования. Проводить интернет-конференции (на разных уровнях), иметь своё, собственное маленькое СМИ, которое часто, по влиятельности, не уступает и иному большому. Но, конечно, необходимо сделать две вещи. Первое, резко повысить уровень образования – в идеале два высших, о чем говорил Сталин. Второе, повысить уровень самоорганизации, когда намного большую роль будут играть небольшие, но в тоже время неэлитарные сообщества, где все хорошо друг друга знают – это и будет самоорганизацией подавляющего большинства, которого пока только подавляют. Да, критики демократии буржуазной, западной совершенно правы – атомизированное и слабо образованное (как в словах всё верно – ср. «образование» и «образовывать», да и с «образом») общество. Но уже даже сейчас усиление элементов прямой демократии – например, ТОСов, уже способствовало бы и самоорганизации, и тяге к образованию – потому как человек, реально желающий управлять, просто неизбежно захочет знать. Знать – значит, управлять, это очевидно.