Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Category:

Символизм Кота

В мифологии Кот - чрезвычайно распространенная фигура. Его трактовка весьма двойственна. Так, он может быть и противником Героя, и самим Героем. К примеру, всем известный Кот-В-Сапогах - образ Героя, который убивает Великана. Крайне сложна композиция Царь и Кот. В свое время некоторые старообрядцы любили изображать Петра Первого котом. Тем самым они указывали на генеалогию Романовых, среди предков которых находим боярина Федора Кошку. В свою очередь сам Кошка имел своим дальним предком прусско-балтийского царя-жреца Криве-Кривейто. И тут неплохо бы вспомнить знаменитого царя Кощея, у которого, кстати, был брат по имени Кош. Обо всем этом великолепнейше написал В. Карпец.
К слову, весьма символична сонливость Кота, которая совпадает с его брутальностью и понятливостью. Как известно, в разных традициях существуют представления о спящем Государе, который проснется в конце времен.
Между тем, героический и царственный Кот имеет множество темных аспектов. Он коварен, мстителен, вороват. Кроме того, Кот - ночное и лунное животное. Некоторые поверия приписывают ему своеобразный вампиризм - он крадет дыхание у спящих. А дыхание символизирует душу. Не дух, а именно душу - некий низший, яростно-желательный аспект духовности. Но, как известно, этот уровень символизируется еще и кровью, отсюда библейский запрет: "не ешьте крови ни из какого тела, потому, что душа всякого тела есть кровь его" (Лев. 17, 14). Древнерусские поучения против язычества утверждают, что славяно-русы, до поклонения Перуну, почитали упырей. Конечно, речь идет не киношных вампирах, но о неких великих воинах-героях прошлого, которые отличались безрассудной отвагой и пили кровь убитых врагов. Возможно, что это те существа, которых мы знаем как великанов (гигантов). К слову один из таких великанов - Святогор - связан как со сном (засыпает "смертным" сном), так и с кровью (предлагает Илье Муромцу полизать кровавую пену), а также с дыханием (передает Илье часть своей силы через выдох). Очевидно, что именно княжеско-дружинный "класс" покончил с культом упырей-великанов, установив на Руси культ воинских, грозовых божеств. Кот-В-Сапогах убил Великана, но сохранил свою двойственнось.(Архетип воспроизведен у С. Кинга в "Кошачьем глазе", где кот убил тролля, чем спас от смерти девочку. Но он же - чуть подворовывает ее дыхание.) Любопытно, что и у Кощея был брат-близнец Кош.
Итак, Кот - существо, перешедшее на сторону добра, но сохранившее в себе некую тьму.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments