И, всё-таки, это разные персонажи. Но тогда получается, что Кощей и Змей, как Ленин и партия – «близнецы-братья»? Да, именно так. У Кощея ведь есть брат – Кош, в сказках он едет к нему на крестины. И вот тут самое время обратиться к иранскому аналогу Кощея – царю Йиме, чье имя этимологизируется как «двойник», «близнец». Значит, у него был брат, двойняшка. Брат был, да, об этом сообщает иранская традиции – он разрезал Йиму надвое. А престол занял змеиный царь-узурпатор Ажи-Дахака («ажи» - «дракон»). Вот он-то, судя по всему, и был тем самым братцем.
Символизм тут мощный. Двойник и змей, разрезающий своего брата-близнеца, царя Золотого Века именно надвое. Происходит дальнейшее усугубление дуальности, двойственности, порождённой изначальной катастрофой – Большим Взрывом, который расколол Пуруши, тотального Субъекта. Суть раскола была в возникновении дуализма «субъект-объект», которого не было в изначальной полноте Яйца (смерть Кощей в яйце!) Следующим разделением надвое была смерть Йимы-Кощея. Это и было возникновение новой, уже социальной дуальности. Гиперборейский социум разделился на жрецов и воинов, а потом выделились и вайшьи, в результате чего возникло второе социальное разделение – на элиту (кшатрийско-брахманскую) и «хозяйствующие» массы. Всё это породило разные виды отчуждения, возникновение которых только усиливало дуальность.
Йима и Ажи-Дахака, Кощей и Змей Горыныч, Царь и Узурпатор – эти «противоположности» отражают двойственность сакрального Царского рода. Здесь наиболее полно выражен дуализм двух начал – человеческого и змеиного, которые постоянно борются между собой. Первое символизируют полноту изначального Субъекта, второе – небытийность возникшего тотального Объекта. Этим Объектом и является Змей (Ермунганд), космический Робот и «демиург», которого гностики совершенно напрасно считали творцом – он всего лишь провокатор Взрыва, исказившего благое творение. В полноте Субъекта Змей существовал как возможность (потенция) возникновения Объекта. Эту возможность Первочеловек «сдуру» и реализовал, в результате чего и взорвал себя же, образовав дурную вселенную осколков.
Змей – это и есть основа двойственности. Это космический Робот, Болван - достаточно агрессивный, впрочем, для экспансии объектности, которая старается расколоть любую субъектность, уничтожить её в небытии разлетающихся осколков. Он же и Преграда (именно так этимологизируется имя змееподобного ведийского Вритры), которая стремится отделить – человека от Бога, власть от народа, труженика от собственности и т. д. Показателен символизм змея, чьё длиннющее тело символизирует огромную дистанцию между «одним» и «другим», между «началом» и «концом». Это и есть Отчуждение, восстание против которого суждено поднять Третьей Касте (троица – преодоление двоицы). И это восстание будет революцией производителей - против торгового, змеиного строя – тирании посредников-преград, вритр расколотого социума. Разговор был продолжен вот здесь