Но всё дело в том, что это очень близко к космополитизму. несмотря на весь патриотический пафос. Держава здесь как бы размазывается по всему шарику, становится его проекцией, создаёт "новый мировой порядок". Его пытался создать в своё время Рим, да вот - надорвался, и на осколках "римского мира" возник этакий геополитический плюрализм. Но тогда не было "торгового строя", не было транснациональной элиты ("фининтерна"), хотя соответствующий уклад уже существовал. Сегодня же всё это в наличии. Поэтому геополитическая активность всемирной империи (США) объективно работает на транснационалов, она объединяет мир, но только не для себя. Непонимание этого, выраженное в нынешнем антиамериканизме - есть опять же "работа на транснационалов". Как и устремленность к новому. правильному Риму (Миру). Но даже и "многополюсный мир" - тоже часть "игры", ибо из предполагаемых полюсов какой-нибудь один всегда будет претендовать на роль "всемирной империи".
Альтернатива этому есть. Можно даже сказать, что их две. Либо создается альтернативное политико-экономическое пространство ("Новая Скифия)", которое стремится не подчинить другие страны и весь мир (Рим), но отделиться от них, сосредоточившись на вертикальной экспансии - в космос и в глубины Мирового Океана. Тогда - "Скифский квадрат", существующий подобно гиперборейской Варе, отгороженной от пораженного злом и холодом мира.
Либо - "мировая революция" контрэлит во всех странах, когда нет единой страны-субъекта (типа СССР), но есть сетевой Интер-Национал, противостоящий "фининтерну". Мне, понятно, ближе первый путь.
ЗЫ. Да, и по поводу "Третьего Рима". Изначально он представлял собой нечто совсем иное тому. что придумали позже,о чем писал В. Кожинов, которого уж в либерализме и антипатриотизме не упрекнешь.
«А ведь в сочинениях старца Филофея, во-первых, с полной ясностью утверждается, что речь идет именно и только о христианском Риме – о Риме апостола Петра, а не Юлия Цезаря или Августа Октавиана. Это неоспоримо явствует уже из датировки начала того Первого Рима, о котором говорит Филофей. Одно из его посланий было написано в 1527 году и в нем утверждалось, что Первый Рим начал свою историю 1505 лет назад, то есть тогда, когда, по мысли Филофея, была создана христианская Церковь, а ведь возникновение «языческого Рима» произошло почти на 800 лет ранее! Во-вторых, речь идет у Филофея не о государственном значении Первого, Второго и Третьего Рима, а о совершающемся в рамках этих государств духовном бытии. Он писал о первом Риме: «Аще убо великого Рима стены и столпове и трекровные полаты не пленены, но душа их от диавола пленены». А конец Второго Рима – Византии – старец Филофей видел не в захвате его в 1453 году турками, но в состоявшемся в 1438–1439 годах Флорентийском соборе, на котором византийцы выступили как «еретицы, своею волею отпадите от православныя веры христианьския». Только на Руси, убежден Филофей, осталось истинное Христианство, и в послании к великому князю Василию III он призывает: «Подобает тебе, царю, сие деръжати со страхом Божиим»… То есть высшая задача государства – «удержать» в целости православную – Святую – Русь… А размышления Филофея о «падении» Первого и Второго Рима призваны были показать ту роковую опасность, которая грозит русскому Православию». («История Руси и русского слова»)
Вообще, не Римский, но Скифский мир.