Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

«Геть!» и «Слава!»: роль майданов в управлении державой - Русский Яппи

http://rusyappi.ru/zametki/get-i-slava-rol-majdanov-v-upravlenii-derzhavoj
В статье даётся блестящая апология прямой демократии, причём доказывается - регулярное всеобщее волеизъявление народа вполне возможно в условиях электронного общества. Вызывает искреннее уважение то, что автор призывает украинцев не перенимать западный опыт, основанный, по большей части, на представительной «демократии» партийно-парламентских посредников, а быть в авангарде мирового политического творчества, показать пример самому Западу и всему миру. Вот это уже действительно национально-революционный подход!
И, конечно же, радует, что автор отлично понимает всю вредоносность современных украинских политиков, дорвавшихся до власти на плечах протестующего народа. Майдан проявил политическую зрелость, отказавшись разойтись. Тем самым он сохранил в своих руках рычаги влияния на власть. По сути, на Украине сейчас сложилось нечто вроде того двоевластия, что было в 1917 году. Рано или поздно, но оно будет ликвидировано, весь вопрос только в том, кто победит в грядущем противостоянии. Вообще, не исключено, что Майдан будут давить и украинские элитарии (олигархи, политиканы, бюрократы), и самые разные внешние силы, вроде бы враждебные, но на самом деле являющиеся составной частью системы глобального капитализма. Элитам всех стран не нужен Майдан - как орган прямой демократии. И здесь очень важно объединить усилия как «майданов», так и «антимайданов», собрать воедино народные движения Запада и Востока – забыв про все разногласия. Главная угроза – это не «российское вторжение», но олигархическая тирания. Впрочем, и силам Востока пора уже покончить с наивной «верой в Кремль».
Ну, и в конце о главном минусе статьи. В ней опять воспроизводится старинный миф о «московской ордынской вертикали». Между тем, в Московской Руси существовала мощная система земского самоуправления. «Во второй половине 1550-х гг. наместники и волостели, в массе своей, были от «городов и от волостей отставлены», - пишет историк А. Тюрин. - Их власть перешла к «излюбленным старостам» и «излюбленным судьям», «выбранным всею землею». Место наместничьих тиунов и доводчиков (низшего чиновничества) заняли выборные целовальники и земские дьяки. На смену Приказной избе наместника в волости или городе явилась Земская изба. В городской Земской избе сидели городовые приказчики, старосты и сотские. Выборные городские власти в первую очередь наблюдали за целостью общественных имуществ, отдавали с торгов (аукционов) в платное пользование городские угодья, следили за честностью торговли и правильностью сбора податей, защищали горожан от произвола чиновников. В сельской волости Земская изба была местом работы старост и дворских. И в любой земской избе на почетном месте, за столом, непременно находились «излюбленные» (то есть выборные) земские дьяки — ответственные только перед выборщиками бюрократы… Специфический характер земские преобразования имели в сфере, так сказать, полицейской и исполнения наказаний. В конце 1540-х гг., в некоторых областях, появляются выборные органы полицейской власти: губные старосты, и их помощники, губные целовальники. Так что не надо искать шерифов и помощников шерифов где-то там, за океаном. Вот они здесь, и на триста лет раньше, чем шерифы американские. Губа была полицейским округом, в котором действовала юрисдикция губного старосты. Территориально, она, по-видимому, сперва совпадала с волостью или посадом, но позднее произошло укрупнение, и она стала преимущественно совпадать с уездом. Наши русские шерифы должны были заниматься делами о «погублении» людей. А также борьбой с грабежами, розыском воров, «лихих людей, татей и разбойников». Им был передан суд по делам об убийствах, поджогах, а также охрана полицейского порядка и безопасности в подведомственных округах. Губные старосты осуществляли и наказание осужденных преступников. Губных старост выбирали на всесословном уездном съезде из числа служилых людей (то есть лиц, хорошо умеющих владеть оружием). («Война и мир Ивана Грозного»)
Собственно говоря, на основе местных земских советов и было сформировано ополчением Д. Пожарского и К. Минина. Создан Совет всей земли Русской. Смуту преодолели без всякой «ордынской вертикали» – силами народного самоуправления. Вообще, было бы очень здорово отказаться от штампов, которые препятствуют национал-революционной солидарности наших народов. Это касается всех сторон.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments