Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Ночь Изначальная

В эллинской космогонии подчеркивается базовое значение темных начал. И дело не только в хаосе, который трактуется, вообще, очень разнообразно. И даже не в Тартаре, который у Аристофана ("Птицы") назван в числе четырех первопотенций. Речь идёт об Эребе (Мраке) и Нюкте (Ночи). Некая реальность не давала покоя греческим мудрецам, заставляя помещать себя в самое начало всех начал - "задолго" до богов и даже "мирового яйца". Представляется, что мудрецы имели ввиду черную точка в раю, "зазор", Змея, соблазнивший Адама и Еву. Он же - Робот, Голем, "Демиург" - после Большого Взрыва и расчленения Пуруши.
"Пострайская" вселенная - это огромная пустота, наполненная "осколками" изначального Субъекта ("яйца"). "Осколки" эти находятся в космической тьме, которая и символизирует изначальную Ночь. Сама же тьма освещается Звездами, указывающими на Иное. Стремление к звездам - это проявление героической воли к преодолению Ночи, к восстановлению субъектности. "От звезды до звезды" - значит перекрытие вселенской пропасти, освещение ночного мрака.
Понятно, что Тьма, во всех ей проявлениях, не могла не повлиять на древний дискурс. Здесь заметно желание показать становление мира как некий прогресс, постоянное упорядочение, просветление тьмы. Возможно, отсюда и вышел позднейший европейский прогрессизм. Однако, реальность пережила страшную Катастрофу, после которой любое упорядочение является относительным. Прогресс сложно сочетается с регрессом, эволюция с инволюцией.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment