Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Либеральный базис традиционализма

"Собственно проблема соединения традиции и развития, заключается не в соединении традиции с Модерном. Модерн это ошибка, перекос. Но в Модерне явно отразилось то, что не сумела отразить в себе тогдашняя традиция и то что и привлекает людей даже довольно традиционного склада души, русских людей к нему - а именно устремление к совершенствованию мира. Традиция это вечное, незыблемая основа, априорные, изначальные понятия и основания жизни, это иерархия, и иерархия в первую очередь не классов, как это утрируют модернисты, а ценностей и смыслов, иерархия духа, иерархия разделяющая и создающая высшее и низшая, без которого собственно не может быть развития. Но традиция в ее старой форме, проигравшей, упорно стояла не неподвижности. Тогда как есть и не противоречит ей, устремление к совершенствованию мира. Мир несправедлив, подл, жесток и зол. Да, Традиция дает ему основания и шанс к Спасению, смыслы. Но без движения, преодоления Зла, это Спасение тоже невозможно. Мир нужно менять. А старые представители традиционализма уперлись в то что нет, не нужно и невозможно. Да, полностью человеческую и общественную природу не изменишь, так чтобы она изменилась кардинально и на вечно. но создать условия более лучшие, более приближенные к идеалу, справедливые, - нужно".
Дело в том, что традиционализм склонен делать упор на индивидууме, только - в вертикальном измерении. Практически всё сводится к духовной, вертикальной реализации такого вот индивидуума. А в плане горизонтальном на первый план ставится неизменность, сохранение того, что есть. Всё это прямо ведёт к либерализму и капитализму. Духовный индивидуализм очень легко превращается в индивидуализм "материальный" (политико-экономический), который так критикуют традиционалисты, но который - их, плоть от плоти. Горизонтальное охранительство, в условиях традиционного общества, предполагает защиту всего имеющего место быть, в том числе и того, что противоречит самому этому обществу. Что и приводит к развитию этого самого, противоречащего уклада, коим был уклад капиталистический. И уже после крушения самого традиционного общества охранительство продолжается, так сказать, по инерции. Нет, на словах выражается желание обрести, так или иначе, утраченный строй (как и раньше выражалось желание устранить "неполадки" традиционного строя), но на деле происходит охранение строя нового, пришедшего на смену традиционному. Одно из ярчайших проявлений этого - примиренчество в отношение капитализма, желание подправить его в "правом" духе.
Альтернатива такова - соединение вертикальной реализации с горизонтальной. Человек выступает как субъект, преобразующий окружающую действительность и сочетающий это преобразование с вертикальным устремлением к Иному. Не защита мира, но его героическое преобразование, соединенное со светло-трагическим пониманием того, что идеальным мир никогда не станет, а суть самого горизонтального делания - в готовности и способности преодолевать мир.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments