Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Космология жертвоприношения. Мир и Третий путь

Но любимая идея Ильенкова — делегирование своего смысла как условие всякого проявления. Все становится «собой», лишь покинув отведенные ему пределы и границы, как актер в театре становится собой, только изображая другого. Человек становится человеком в результатах своей деятельности. В наиболее общем виде такая логика приводит философа к тревожной идее, которую он не озвучивает перед студентами, но излагает в «Космологии»: окончательный смысл разумной жизни в космосе реализуется только после самоликвидации самой этой жизни и самого этого космоса. Смысл материального бытия открывается в термоядерном пожаре. Стопроцентный атеист Ильенков пишет марксистский апокалипсис, собственную программу конца света. Остывание, замедление, угасание, энтропия, потеря силы — вот главный закон космоса. Разум появляется во Вселенной как обратный энтропии процесс, как вызов фатуму, способный вернуть реальность к состоянию изначального плазменного взрыва и «перезагрузить» всю энергию космоса, не оставив ни одного атома на прежнем месте. Дать миру еще одну «огненную юность».Человек есть уникальный инструмент самопонимания, самоуничтожения и самовозрождения Вселенной. Освоение атомной энергии — лишь первый намек на нашу главную миссию: великое жертвоприношение, ради которого мы здесь".
Собственно, гностицизм здесь просто очевиден, хотя философ-марксист вряд ли это осознавал. (Впрочем, всякое, может быть.) Кстати, перекликается с мыслями вроде совершенно полярного эзотерика-гитлериста Мигеля Серрано. Здесь тоже выход богов-дивья из плеромических границ Орфического Яйца, самопожертвование, противостояние Космосу. Дух против Материи, если по сути.
Но всё это дуальные ловушки, в которые попадают как левые, так и правые. Отталкиваясь всеми силами от Материи - устремляются в сторону Идеала, который здесь невозможен. И, в принципе, невозможно никакое исключительно духовное, ведь человек - и духовен, и материален, а значит потенциально выше и Духа, и Материи (ну да - по образу и подобию Того, Кто не сводим ни к тому, ни к другому).
Поэтому есть два неверных пути.
1. Смириться с миром, допуская лишь частичные улучшения (позиция конформистского "большинства").
2. Попытаться перестроить мир, достигнув Идеала (гипер-радикальное "меньшинство").
Первое - стыдно, второе - глупо, хотя за теми и другими своя правда. Поэтому напрашивается Третий Путь, требующий очень непростого видения мира, назовём его условно - реалистический нонконформизм, способный диалектически соединить правду первого и второго путей). В данной оптике этот мир победить невозможно, но нужно мыслить и действовать так, как будто это возможно. Вспомним определение "революции невозможной, революции неизбежной". Невозможно решить Проблему, но возможно решать проблемы - пусть даже и глобальные, понимая, что после их решения неизбежно возникнут новые проблемы. Освобождение и самореализация происходят от осознания и переживания самого процесса, достигая кульминации в краткий миг Решения, в промежутке между устранением одной проблемы и практически немедленным возникновением другой. Идеал же просто превратит человека в блаженненького идиотика или разнесёт его в огненном вихре "термоядерного" апокалиписиса.
Другое дело, что будет по Ту Сторону. Однако, там - Мир поддающийся лишь очень приблизительному описанию. Там будет Идеал, но очень и очень отличный от того Идеала, который рисуем себе мы в наших мечтах человека, измученного искажённой Реальностью.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments