Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Categories:

"Готицизм" и реальность

Вот здесь состоялась у меня весьма любопытная дискуссия с одним из сторонников готской версии происхождения русской государственности. (Ну, взгляды соответствующие.) Европейство здесь опять развернулось во всей своей красе. Конечно, претендовать на европейскую элитарность (как бы к ней не относиться) с таким вот подходом просто невозможно. Ну, я бы еще понял (но не принял) такую логику – дескать, мы русские – изначально арийский, европейский народ, наше место с другими народами Европы. А тут европейство обосновывается происхождением государственности от готов. При этом, о самих готских своих корнях русские, получается, позабыли, говорят на славянском и т. д. Вот нужен им всем этот внешний субъект, который решает все проблемы. И после этого еще что-то говорят о «женственности» славян. Вот уж действительно, «чем кумушек считать, трудиться…».
А сама готская проблема весьма интересна. Наши с ними «тёрки» были, конечно, выражением древнейшего конфликта между западными и восточными индоевропейцами. Согласно общепринятому мнению, готов следует считать однозначно германцами. (Естественно, наибольшие усилия для формирования этого мнения приложила немецкая историческая наука.) Однако, данные письменных источников свидетельствуют о том, что в состав готского этнополитического образования входили разные народы. Так, византийский историк Прокопий Кесарийский сообщает: «В прежнее время готских племён было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды. Раньше, правда, они назывались савроматами и меланхленами. Некоторые называли эти племена гетами». При этом, «в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному, по имени тех, кто были их вождями». Очевидно, что в самом начале речь шла о гетах – фракийском народе. И появились эти геты на территории современной Украины во время фракийского переселения, начавшегося в 1 в. н. э. Потом началось их соединение с другими этносами, примкнувшими к пассионарным пришельцам. Указание на то, что готы именовались савроматами, свидетельствует об участии в этом «проекте» иранцев (точнее, славяно-иранцев). Меланхлены – народ загадочный, о котором писал еще Геродот – применительно к Скифии. С гепидами – также всё очень не ясно, хотя их упорно тянут к германцам. Вандалов средневековые источники дружно отождествляют со славянами – впрочем, у них находят и германский элемент (возможно, речь идёт о совместном этнополитическом образовании). Наконец, под визиготами, наверное, и следует считать германцев. Очевидно, со временем этот элемент и взял верх. А поскольку германцы принадлежали к зоне «Кентум», то их преобладание завершилось резкой переориентацией готского союза, который попытался навязать своё владычество окружающим народам. Запад выступил против арийского, скифского Востока и потерпел поражение.
Правда, Иордан рассказывает об изначальной вражде готов с местными обитателями: «...Не медля тотчас они доходят до народа спалов и, завязав сражение, одерживают победу, а оттуда уже как победители спешат в крайнюю часть Скифии, которая соседствует с Понтийским морем». Но тут, скорее всего, имело место быть вражда фракийский переселенцев с «автохтонами»- спалами (палами, спалеями) – потомками паралатов и предками полян. При этом, победители вовсе не собираются задерживаться в Приднепровье – они устремляются в сторону Меотиды, то есть в Приазовья. Похоже, что там находилась их прародина - так, из близкого этому региону Причерноморья (Евксинопонта) начал свою экспансию легендарный Славен («Сказание о Славене и Русе».) Не исключено, что и сама схватка готов (гетов) с со спалами была вызвана нежеланием последних пропускать пришельцев через свои земли.
А вот в дальнейшем геты-готы действовали в союзе с местными этнополитическими образованиями – против Римской империи. И в подавляющем большинстве письменных источников все эти образования (вместе с готами) именуются «скифами». Зосима (3-4 вв.) рассказывает о том, как готы, вместе с боранами, карпами и уругундами напали на Иллириду и Италию. Он же сообщает о том, как боране совершили самостоятельный набег на Азию (Питиунт), взяв корабли у жителей Боспора. Им же сообщается о набеге каких-то скифов, которые были соседями и готов, и боранов. А вот Иоанн Зонара (12 в.) говорит о том, как некая часть «скифов» переправилась через Боспор и Меотиду, разрушив множество земель. При этом этническая принадлежность скифов не уточняется. В биографии Галлиена повествуется об опустошительном набеге готов на Азию, причем утверждается, что «скифы, это часть готов». Последних относили к скифам и некоторые другие авторы.
Что же мы видим? Готы входят в состав Скифии, но вовсе не подчиняют ее - многие скифы действуют самостоятельно от них. В то же самое время какие-то скифы характеризуются как «часть» готов. Очевидно, что готы все-таки подчинили себе какие-то образования Скифии. Авторы древности рассказывают о крупном походе варваров Северного Причерноморья на Рим, который произошел в правление императора Клавдия II. Аврелий Виктор (4 в.) относит его участников именно к готам, в то время как Хроника Георгия Синкелла говорит уже о герулах. Зосима же включает в число участников готов, герулов и певкинов. А вот в биографии Аврелиана сказано о том, что поход устроили некие «меотиды». Как бы то ни было, но очевидно одно – готы выступают как органическая часть тогдашнего скифского мира. А также – как союзники своих вчерашних противников – спалов-палов-полян. Здесь очень важно разобрать вопрос о боранах. Скорее всего, это именно их имел ввиду Страбон, когда писал о неких борусках, живущих в Приднепровье. А еще раньше это образование описывал Геродот, писавший о борисфенитах, названных так по имени Борисфена, то есть Днепра. Исследователи неоднократно предполагали, что боране - это поляне. («Б» легко переходит в «п», а «р» в «л».) Если так, то мы имеем дело с древнейшим населением Приднепровья, которое было известно еще Геродоту. Боране (полане) - это палы Диодора Сицилийского, спалеи Плиния Младшего и спалы Иордана. Они же - потомки паралатов Геродота, бывших одним из образований борисфенитов-днепрян, то есть «скифов»-земледельцев, праславян. И по данным источникам боране-поляне выступают как сила, вполне самостоятельная, которая сначала враждовала с готами, а потом выступала вместе с ними против Рима.
Рассказывая о пришествии готов в Скифию, Иордан, вне всякого сомнения, имел в виду приход гетов-фракийцев в 1 в. н. э. А вот германский элемент появляется намного позже и влияет на Черняховскую культуру довольно-таки слабо. Показательно, что этого самого элемента в ее топонимике и генетике просто-напросто не прослеживается. Но при всем при том утверждается, что славяне позаимствовали у германцев множество важных слов - «хлеб», «хлев», «блюдо», «котёл», «колодец», «шлем», «князь», «церковь», «стекло», «буква», «редька». Удивительно, до чего доводит страсть к заимствованию! Германцы сумели захватить власть в Гетском союзе, повернув его против других скифских союзов. Однако, разгром антов не помог готам, которые вынуждены были противостоять могущественным гуннам, которые действовали в союзе с азовско-донскими русами из «Дикого поля» – «народом Рос», росомонами. (Война германцев на два фронта – это похоже берет свои истоки в древности!). Об этом великом противостоянии кратко, но весьма ёмко рассказывает готский историк Иордан: «Херманарик же, король готов, хотя и был, как мы сообщили выше, победителем многих народов, однако, пока он думал о нашествии хуннов... неверный род росомонов, который тогда наряду с другими выказывал покорность ему, воспользовался следующим удобным случаем обмануть его. Ведь после того как король, движимый яростью, приказал некую женщину по имени Сунихильда из названного рода за ее коварный уход от мужа разорвать, привязав к свирепым лошадям и побудив лошадей бежать в разные стороны, ее братья Сар и Аммий, мстя за гибель сестры, ударили мечом в бок Херманарика. Получив эту рану, он влачил несчастную жизнь, вследствии немощи тела. Узнав об этом его нездоровье, Баламбер, король хуннов, двинул войско в край остроготов... Между тем, Херманарик, столь же не вынеся страданий от раны, сколь нападений хуннов, в преклонных годах и насытившись жизнью, умер... Удобный случай его смерти позволил хуннам получить перевес...» (Событие следует датировать 375 г.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments