Надо отметить, что Джемаль довольно точно отметил одно из важнейших качеств русской римскости – отгороженность имперского мира от мира варварского. Только языческий римский империализм стремился сделать весь мир своим, то есть стремился эту отгороженность преодолеть, снять. Русский христианский империализм понимает, что мир никогда не будет римским (русским), ибо этот, посюсторонний мир поражен онтологической катастрофой Грехопадения. Поэтому он обречен на огненную гибель и огненное же преображение. Ему не бывать земным раем. Но возможно установление земного рая в одной, отдельно взятой стране (Сталин в свое время блестяще воспользовался этим образом).
Речь, конечно, не идет о Рае, как бесконфликтном и безмятежном бытии. Оно уже недостижимо в этой жизни. Здесь имеется ввиду символ, образ Рая. Вот этим Символом и является Империя. Она – город-сад (огород), она отгорожена от внешней тьмы. Завоевывать эту тьму смысла никакого нет. Но можно просвещать ее светом собственного примера. Тогда живущим там станет светлее.
Завоевывать можно (и нужно) лишь только те участки Тьмы, которые угрожают Империи Света, третьему миру. Это – первое направление русской экспансии, которая была направлена, в основном, против враждебных ей центров (против разных орд, ханств, Турции и т. д.). Второе направление русской экспансии – сибирское. Здесь уже не было тьмы, здесь была Пустота, почти не заселенная, находящаяся вне Истории.
В целом же русские были безразличны к захватническим войнам. Ими не двигало никакого альтруизма и гуманизма, просто они были безразличны.
Понятно, что в центре этого Сада должен находиться не Садовник даже («производители», вайшьи, Общество), но Страж (Государство, Государь), способный защитить Сад, отгородить его от воров, зверей и прочих зловредных порождений внешней Тьмы. Все должны подчиняться Стражу, ибо только его Сила поддерживает статус отгороженности. Поэтому данная Сила становится сакральной.