Александр Елисеев (a_eliseev) wrote,
Александр Елисеев
a_eliseev

Category:

"Судьбы они не знают". Славянский вызов Року

Весьма интересные рассуждения о Роке, как о важнейшем, можно даже сказать, центральном моменте «великого язычества».
Подумалось, что представление о Роке как о высшей и однозначно предопределяющей силе, побуждает человека перейти через все границы человеческого, ощутив себя нелюдью. Ведь тут возможны два пути.
Первый. Человек пытается освободиться от власти Рока, но поскольку отождествляет его с высшей силой, то отрицает и саму высшую силу. Более того, он сам стремится стать этой силой, превратившись в бога. (Об этом в главе очерка «Элита против Традиции»)
Второй. Человек полностью признает власть предопределяющего Рока, делая следующий вывод – раз все вокруг есть действие Рока, то кроме Рока ничего и нет. А, значит, я и есть Рок, то есть мне позволено абсолютно всё.
Если же возвращаться к великой языческой традиции, то было, впрочем, одно существенное исключение – славянское язычество, которое резко выделялось на общем фоне именно что своим отрицанием Фатума: «Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу», - писал о славянах византийский автор 6 в. Прокопий Кесарийский. И очень показательно, что он же утверждал, что славяне поклоняются «только одному богу» (отголосок примордиального монотеизма), который является «владыкой над всеми», причем богу личностному – «творцу молний». Речь шла, конечно же, о боге Роде – «старшем громовержце» (он же Стрибог – от слова «стрый», отцовский; т. е. «бог-отец».) Рок не может иметь лица, поскольку он совершенно «равнодушен» к личности как таковой. Зато может быть безличностный «абсолют» языческой традиции – «Единое», «Брахма Ниргуна» и т. д. Такой «абсолют» очень смахивает на Рок. (Любопытно, что в некоторых вариациях индоарийской традиции упор делается на личностный абсолют, которым является Шива-Рудра. А Рудра – это и есть Род. Здесь сказывается древнейшая близость протославян и протоиндийцев, долгое время живших вместе на обширных пространствах между Волгой и Днепром.)
Славянское, русское отрицание Судьбы как раз и способствовало тому, что Русь-Россия наиболее полно усвоила Православие, с его тотальным отрицанием детерминизма и возможностью обожения – слияния с Божественными энергиями при сохранении своей сущности и личности. И даже несмотря на постоянную вестернизацию русские несколько раз прерывали «неизбежный» процесс капитализации, бросая вызов Року. Православие - радикальная альтернатива двум онтологическим крайностям, согласно которым человек либо обречен быть отчужденным от Бога, либо должен отречься от своей самости, чтобы слиться с Божеством, а еще «вернее» – стать божеством.
Да, у Рока, точнее у его «идеи» (самого Фатума не существует) - есть свои социокультурные символы. Одним из таковых символов является глобализм, адепты которого убеждают – все и вся должны прийти к одному и тому же «универсуму». В нём и сольются все нации, государства и культура, причем этот процесс неизбежен – как Рок.
Марксизм, с его неизбежным торжеством коммунизма – одна из разновидностей этого социокультурного Рока. Парадокс, но именно марксизм был использован для того, чтобы предотвратить интеграцию России в глобальный капитализм.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments